Опубликовано

Интонация саксофона

Современный саксофон – это инструмент с относи­тельно фиксированной настройкой звукоряда, которая находится в прямой зависимости от его конструктивных особенностей. Даже на самых совершенных по конструк­ции и качеству изготовления саксофонах существуют отдельные конструктивные недостатки, являющиеся причиной звуковысотных отклонений. Поэтому особен­но ценным является для исполнителя знание нестрой­ных звуков и умение сглаживать до игры и во время игры интонационные неровности звукоряда инструмен­та.

Настройка саксофона

Отдельные дефекты интонирования можно испра­вить еще до игры: правильным подбором мундштука и трости, изменением высоты подъема клапанов, устране­нием так называемых люфтов в трущихся частях меха­ники саксофона и т. п.

Звуковысотная интонация связана также с умением саксофониста оптимально (усредненно) настроить свой инструмент перед началом игры. Для этого саксофон следует привести в так называемое рабочее температур­ное состояние. Затем отрегулировать высоту общего строя путем выдвижения (для понижения интонации) и задвижения (для повышения интонации) мундштука на подмундштучной трубке. Лучше всего за основу на­стройки саксофонов в строе Ми-бемоль взять звук фа-диез второй октавы, а для саксофонов в строе Си-бе­моль – си первой октавы. Настройку следует произво­дить четкой и ясной атакой, в нюансе mf. При этом саксофонисту необходимо учитывать влияние на чисто­ту строя трости, ибо очень легкая трость дает некоторое понижение интонации, а более тяжелая – ее повышение.

Кроме того, исполнитель должен знать, что уже при игре нескольких звуков корпус саксофона начинает нагреваться, а это ведет к некоторому завышению общего строя хроматического звукоряда саксофона. На интонацию звука также оказывает влияние динамика: при ее усилении во время исполнения высота тона понижается, а при ее ослаблении – повышается. С учетом этого саксофонисту необходимо постоянно корректировать настройку инструмента во время игры при строгом слуховом контроле.

Какие звуки саксофона звучат ниже общей настройки инструмента. Проверка высоты звуков

Как показывает практика, звуки си-бемоль, си малой октавы, до-диез, ре и ре-диез первой октавы звучат ниже общей настройки инструмента. Отклонения этих звуков от нормы настройки могут быть устранены лишь с помощью амбушюра: усилием нажима нижней губы на трость, что приводит к уменьшению у последней частоты колеблющейся площади. К числу заниженных звуков относится также и звук, ля первой октавы. Звуки же до, до-диез, ре, ми, ля второй октавы, до и до-диез третьей октавы имеют завышенную настройку. В этом случае саксофонист может изменить высоту звука как с помощью мышц амбушюра, дыхания, так и использовать возможность вспомогательной аппликатуры.

При корректировке интонации необходимо знать, что дополнительное открывание клапанов, находящих­ся рядом с данной аппликатурой, повышает высоту извлекаемого звука и, наоборот, дополнительное закры­вание – понижает. Весьма полезным здесь может ока­заться прием проверки неточных по высоте звуков под какой-нибудь инструмент с фиксированной настройкой, например: фортепиано, баян, аккордеон и т. п. Опреде­лив, таким образом, соответствующую высоте звука аппликатуру, саксофонист должен ее закрепить в процессе игры.

Контроль саксофониста за интонационной чистотой

Однако даже самая тщательная общая настройка саксофона и исправление неточной интонации отдель­ных звуков во время игры не обеспечит устойчивый строй, если саксофонист не приобретет хорошие навыки слухового контроля за интонационной чистотой. В этом ему помогут занятия сольфеджированием. Причиной фальшивой игры может быть отсутствие устойчивого навыка координации амбушюра и дыхания, постоянного контроля за качеством звуковысотного интонирования.

Не забудьте подписаться на мой телеграм канал «Саксофон для души», где я публикую лучшую саксофоновую музыку со всего мира, а также мелодии с редких оцифрованных виниловых пластинок. Слушайте хорошую музыку везде – дома и в путешествиях!  Подпишитесь и наслаждайтесь!