В звукообразовании на саксофоне особая роль принадлежит и языку, который регулирует движение вдыхаемой струи воздуха в инструмент и обеспечивает возникновение звука. Технике языка саксофонист придает большое значение, так как она способствует получению разнообразных оттенков звучания, для чего исполнитель использует различные штрихи – приемы извлечения, ведения, окончания и соединения звуков. В нотной записи штрихи обозначаются особыми значками в виде точек, черточек, лиг, заостренных клиньев и т. п. или соответствующими словами, например, legato, tenuto, staccatissimo, secco и другими. Штрихи указывают исполнителю на степень четкости возникновения звука, так называемую атаку. Одни штрихи исполняются саксофонистом энергичным, но не подчеркнутым ударом языка. К такой группе относятся штрихи detache и tenuto. Другие штрихи имеют резкое, акцентированное начало звукоизвлечения, как, например, marcato и martele, или острое, отрывистое, как staccato. Для штрихов legato, non legato и portato характерны плавные, смягченные толчки языка.
Особую группу образуют комбинированные штрихи, которые сочетают в себе элементы различных штрихов. Они отличаются более сложным характером атаки звука. К ним относятся штрихи portamento, frullato, glissando.
Звуковая палитра саксофона обогащается и за счет применения vibrato – эффекта, возникающего вследствие изменения напряжения и давления губ на трость и силы выдыхаемой струи воздуха. Этот прием придает звучанию инструмента особую мягкость, теплоту и эмоциональную насыщенность, особенно при игре кантилены.