И, распахнувши двери чудесам, –
Как влажный ветер, шевелящий дюну, –
Он, саксофон приблизивши к устам,
В раскрытый клюв легко и нежно дунул.
Я. Белинский
Игра на саксофоне, как и исполнительство на других духовых инструментах, является искусством сложным. Ведь саксофонисту необходимо во время игры координировать разнообразные действия зрения, слуха, памяти, двигательного аппарата, волевых и эмоциональных усилий.
Прежде чем извлечь звук на саксофоне, исполнителю необходимо взять мундштук в рот, особым образом сомкнуть и напрячь губы, затем произвести вдох и послать воздух в инструмент.
Дыхание саксофониста
Когда говорят о дыхании музыканта, играющего на духовом инструменте, то, прежде всего, имеют в виду его специфическое так называемое исполнительское дыхание, которое помимо своей основной функции – газообмена – выполняет еще одну – звукообразования. Исполнительское дыхание отличается от обычного, как правило, неравномерностью соотношения дыхательных фаз: вдох, как правило, берется музыкантом короткий, а выдох делается продолжительный.
Специфика игры на саксофоне требует от исполнителя не только свободного владения техникой профессионального дыхания, но и умения правильно согласовать его с работой губ, языка, пальцев.
Губы саксофониста
Не менее сложные и тонкие действия выполняют у саксофониста при игре губы, так называемый его амбушюр – мышечно-физиологический комплекс, состоящий из мышц лица, губ, челюсти. Особая же сложность работы губ заключается в управлении колебательным движением трости, а также в их способности быстро и точно менять напряжение в соответствии с высотой и силой извлекаемых звуков. Здесь саксофонисту, конечно, не обойтись без таких выработанных качеств амбушюра, как достаточная сила, гибкость и выносливость.
Роль языка при игре на саксофоне
В звукообразовании на саксофоне особая роль принадлежит и языку, который регулирует движение вдыхаемой струи воздуха в инструмент и обеспечивает возникновение звука. Технике языка саксофонист придает большое значение, так как она способствует получению разнообразных оттенков звучания, для чего исполнитель использует различные штрихи – приемы извлечения, ведения, окончания и соединения звуков. В нотной записи штрихи обозначаются особыми значками в виде точек, черточек, лиг, заостренных клиньев и т. п. или соответствующими словами, например, legato, tenuto, staccatissimo, secco и другими. Штрихи указывают исполнителю на степень четкости возникновения звука, так называемую атаку. Одни штрихи исполняются саксофонистом энергичным, но не подчеркнутым ударом языка. К такой группе относятся штрихи detache и tenuto. Другие штрихи имеют резкое, акцентированное начало звукоизвлечения, как, например, marcato и martele, или острое, отрывистое, как staccato. Для штрихов legato, non legato и portato характерны плавные, смягченные толчки языка.
Особую группу образуют комбинированные штрихи, которые сочетают в себе элементы различных штрихов. Они отличаются более сложным характером атаки звука. К ним относятся штрихи portamento, frullato, glissando.
Звуковая палитра саксофона обогащается и за счет применения vibrato – эффекта, возникающего вследствие изменения напряжения и давления губ на трость и силы выдыхаемой струи воздуха. Этот прием придает звучанию инструмента особую мягкость, теплоту и эмоциональную насыщенность, особенно при игре кантилены.
Пальцы саксофониста
В игре на саксофоне активно участвуют пальцы. Их движения, как нетрудно убедиться, разнообразны, координированны, точны. Эти качества приобретаются саксофонистом только в процессе долгих, целенаправленных упражнений.
Слух саксофониста
Весь процесс звукоизвлечения протекает под непрерывным контролем строгого «диспетчера» – слуха. Он определяет качество воспроизводимых звуков – громкость, продолжительность, высоту, тембр и одновременно выявляет какие-либо недостатки в игре. Слух исполнителя является главным стимулятором в цепи образно-музыкальных представлений и восприятий, или, как принято называть, в «предслышании» звука-образа.
Образование звука саксофона
В образовании звука на саксофоне отражен скрытый для глаз физический процесс. Как мы уже говорили, одновременно с атакой звука саксофонист подает в мундштук сжатый воздух. Трость, пропустив предварительно в канал саксофона первую порцию воздушного давления, быстро прижимается к краям мундштука. Так начинается первая фаза колебаний трости. Распространяясь по трубке саксофона, воздушная волна доходит до звуковых отверстий или раструба инструмента. Затем, не изменяя своей фазы, волна отражается в обратном направлении. При этом в канале саксофона образуется стоячая звуковая волна. Дойдя до трости, вибрирующий воздух заставляет ее возвратиться в первоначальное положение, завершая тем самым вторую фазу и собственно весь цикл колебательного процесса. Причем за это время воздушная волна успевает пробежать по каналу саксофона путь в прямом и обратном направлении.
Не забудьте подписаться на мой телеграм канал «Саксофон для души», где я публикую лучшую саксофоновую музыку со всего мира, а также мелодии с редких оцифрованных виниловых пластинок. Слушайте хорошую музыку везде – дома и в путешествиях! Подпишитесь и наслаждайтесь!