Опубликовано

Саксофон и дети

Родителям юных саксофонистов

Материал, подлежащий изучению, должен соответствовать способностям и личностным возможностям учащегося.

Очень важно правильно продумать и провести урок — это будет способствовать достижению более

эффективных практических результатов и повысит интерес учащегося к занятиям на инструменте. Необходимо уделить внимание и организации домашних занятий саксофониста с учетом его учебной загруженности в общеобразовательной школе, условий быта, состояния игрового аппарата, физического самочувствия и т.п. B процессе обучения не исключены трудности, связанные с возрастными особенностями развития музыканта, свойствами его нервной системы, темперамента, характера, с проявлением интеллектуальных качеств.

Какой первый саксофон выбрать для обучения

Принимая во внимание специфику индивидуального приспособления учащегося к игре на саксофоне, представляется целесообразным начинать занятия на альт-саксофоне, который имеет конструкцию, соответствующую физическим данным большинства детей и подростков. Этот вид инструмента обладает относительной легкостью звукоизвлечения, освоения аппликатуры, выразительными тембровыми достоинствами, a также имеет достаточно обширный репертуар.

Во сколько лет начинать учиться играть на саксофоне

Обучение на саксофоне можно начинать в возрасте 8-10 лет. Сначала следует определить внешние признаки пригодности учащегося для обучения на саксофоне: строение губ, языка, зубов, челюстей, пальцев, рук, окружность грудной клетки, масса тела, осанка и т.п. – всего того, что и составляет исполнительский аппарат музыканта-духовика. Нормальное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем оценивается врачами-специалистами. Наблюдения показывают, что дети и подростки с хорошим уровнем физического развития, как правило, быстрее адаптируясь к игре на саксофоне, переходят к увеличенной игровой нагрузке. Успешное продвижение учащегося во многом будет зависеть и от наличия у него музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, памяти, двигательной моторики).

Класс саксофона – это своего рода творческая мастерская, где педагог, оказывая воздействие на

своих учеников, обеспечивает условия для овладения ими полезной творческой деятельностью, формирования нравственных идеалов и необходимых этических норм общения. Через этот класс пройдет, возможно, много учеников – талантливых и не совсем способных, посредственных и просто слабых. Но, невзирая на степень их одаренности и музыкальности, педагог должен увидеть в своих учениках главное – индивидуальность и стремиться развить ее на основе разумной требовательности к ежедневному систематическому труду на инструменте. В этом и заключается многогранность, сложность и мудрость профессии педагога-музыканта, в руках которого перспектива и, может быть, исполнительская судьба молодого музыканта.

Если вы решили дать своему ребенку возможность обучаться игре нa саксофоне, то прежде всего вы взяли на себя серьезную ответственность. Увлечь ребенка занятиями музыкой, пробудить любовь к инструменту, приучить к ежедневным занятиям на нем — это задача не только педагога по специальности, но и ваша. 

Начало занятий на любом музыкальном инструменте, в том числе и на саксофоне, влечет за собой изменения в распорядке и укладе жизни ребенка. На него ложится двойная нагрузка: учеба в образовательной школе и занятия на инструменте. При этом на занятия с педагогом по специальности будет приходиться довольно небольшая часть общего учебного времени. Основную его часть составляют домашние задания, которые дают наибольший результат тогда, когда они правильно организованы, спланированы и носят систематический характер. Конечно, ваш ребенок не сразу втянется в нужный режим работы‚ не сразу почувствует удовлетворение от нее. На это необходимо время. 

Заниматься на саксофоне в домашних условиях желательно в обстановке, не позволяющей отвлекаться на различные посторонние шумы и раздражители. Комната должна быть хорошо проветрена и иметь оптимальную температуру 16—20°С‚ а также относительную влажность воздуха — приблизительно 35-60%. Большая влажность, как и повышенная сухость воздуха в жилом помещении, ухудшает работоспособность. 

Заниматься на саксофоне нужно только стоя, используя для расположения нот специальный пульт (подставку), который дает возможность фиксировать высоту по росту ребенка. Желательно на первых порах заниматься перед зеркалом для визуального контроля за игровой постановкой. Во время занятий следует обращать внимание на осанку: ведь саксофон довольно тяжелый инструмент и не всякий учащийся длительное время может выдерживать его весовое давление на мышцы и связочный аппарат, участвующие в игре. Несоблюдение этих условий может вызвать усталость, нарушение осанки головы, плеч, рук, ухудшение дыхания. Чтобы избежать мышечного перенапряжения, необходимо делать небольшие перерывы в игре по 2-3 минуты и постоянно следить за сохранением правильной игровой позы.

Сколько времени заниматься на саксофоне

Продолжительность занятий в первые два месяца обучения не должна превышать 40-50 минут. Целесообразно это время разбивать пополам, a внутри каждого блока можно делать небольшие перерывы.

Игровая нагрузка должна возрастать постепенно: к концу второго месяца занятий она может увеличиться до одного часа тренировки, a через 3-4 месяца рекомендуется довести временной бюджет работы до полутора часов. Объем, порядок и интенсивность изучения музыкального материала определяет педагог по специальности. Конечно, физическая и временная дозировка домашних занятий может быть снижена (или временно прекращена) из-за плохого самочувствия, болезни, психологического спада и т.д. Устоявшийся режим домашней работы целесообразно дополнять оздоровительными и культурными семейными мероприятиями, выполнением утренней гигиенической гимнастики.

Кто играет на саксофоне - меньше болеет простудой! Девочки-саксофонистки и мальчики-саксофонисты. Особенности

Замечено, что те, кто постоянно играет на духовых инструментах, гораздо меньше или вообще не болеют простудными заболеваниями.

При планировании домашних занятий необходимо учитывать особенности физического развития организма девочек, отличающегося от развития мальчиков. Так, у девочек отмечается меньшая скорость двигательной реакции, более низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. В отдельные периоды игровые нагрузки могут вызвать усталость, вялость, снижение внимания, a порой и отсутствие желания заниматься на инструменте. В таких случаях требуется скорректировать режим занятий: уменьшить время занятий или сделать перерыв, создать благоприятный для девочки эмоциональный фон. В целом, как убеждает педагогический опыт, занятия на саксофоне не вредят организму девочки. Более того, они оказывают, так же как и у мальчиков, положительное воздействие на самочувствие в периоды их интенсивного физического роста.

Подписывайтесь на бесплатный Телеграм канал «Саксофон для души», где публикуется лучшая саксофоновая музыка со всего мира, а также редкие оцифрованные виниловые пластинки! Слушайте хорошую музыку везде — дома или в путешествии!