Опубликовано

Самоорганизация ежедневных занятий саксофониста

Систематичность, регулярность занятий на саксофоне

В полной мере реализовать приобретенные технические качества возможно только в результате продуманной самоорганизации ежедневных занятий на инструменте. Для этого саксофонист должен уметь без посторонней помощи мобилизовать и нацелить себя на последова­тельную практическую работу. Обязательным условием такой работы является трудолюбие, которое должно сочетаться с настойчивостью, собранностью и объектив­ной требовательностью к своей игре. Общие условия направления этих занятий состоят из таких моментов.

Занятия должны проводиться систематически, регулярно, не менее трех часов ежедневной работы, и планомерно, с разумным сочетанием игры и отдыха. Продолжительность каждого занятия не должна пре­вышать 40-45 минут, после чего рекомендуется делать короткий перерыв, чтобы снять накопившуюся уста­лость (но не утратить рабочего тонуса). Снижение внима­ния, апатия в занятиях, утомление амбушюра и другие сопутствующие факторы являются признаками перена­пряжения игрового аппарата саксофониста.

Время занятий на саксофоне

Занятия на саксофоне лучше проводить в одно и то же время. Наиболее продуктивными считаются утренние часы. Исполнительско-педагогическая практика показывает, что работоспособность музыкантов в различные дни недели имеет неодинаковые оптимальные показа­тели. Так, в понедельник происходит обычно “раскач­ка” в занятиях, то есть постепенное включение в актив­ную работу. Наиболее благоприятные дни – это вторник и среда. С четверга начинает накапливаться утомление, нарастающее к пятнице и субботе. В воскресенье зани­маться на инструменте рекомендуется с облегченной нагрузкой, высвобождая большую часть дня для заня­тий спортом, полезным трудом, для посещения концер­тов и т.п.

Разминка саксофониста

Индивидуальную работу на саксофоне целесообраз­но начинать с «музыкальной разминки» – игры продол­жительных звуков (15-25 минут). Их исполнение позво­ляет саксофонисту привести дыхание, амбушюр, пальцы в рабочее состояние. Очень полезны упражнения в продолжительных звуках, построенных на октавах, арпеджированных трезвучиях (см. учебники).

При игре продолжительных звуков следует избегать вибрато, резкой атаки и призвуков. Звук должен быть ровным и ясным и интонационно устойчивым, воспроизводиться штрихом détaché или legato на хорошей дыха­тельной опоре. Данные звуки рекомендуется исполнять в трех чередующихся динамических оттенках – f, mf и p.

Перерыв и дальнейшая работа над гаммами, арпеджио и т.д.

После этого необходимо сделать небольшой перерыв (примерно 5-10 минут), и затем перейти к работе над мажорными и минорными гаммами, арпеджио и септак­кордами в различных штриховых и динамических вариантах (40-45 минут). Этот раздел музыкального материала является основой индивидуальной техничес­кой подготовки саксофониста. Ежедневно следует работать над одной-двумя гаммами и соответствующими им арпеджио и септаккордами. Лучше играть их наи­зусть, в пределах освоенного диапазона и в доступном темпе. При изучении этого материала необходимо добиваться тембровой, динамической ровности и полно­ты звучания инструмента во всех регистрах.

Гибкость и эластичность амбушюра, закрепление аппликатурных навыков

Хорошей тренировкой для развития гибкости и эластичности амбушюра, закрепления аппликатурных навыков может служить исполнение так называемых ломаных трезвучий и септаккордов, их обращений, а также игра гамм в терцию (есть в учебнике Иванова).

Упражнения и этюды для саксофониста

Работа над индивидуальной саксофонной техникой не может обойтись без изучения различных видов упражнений и этюдов (40-45 минут). Отличительная особенность упражнений – это краткая форма изложе­ния и узкотехническая направленность материала. Упражнения предполагают работу над звуками продол­жительной длительности, над развитием подвижности языка, разных видов штрихов, техники дыхания, паль­цев и т.д. Как правило, упражнения основаны на интер­вальных скачках, ритмических рисунках, аппликатур­ных комбинациях, мелодических украшениях.

Наряду с общими упражнениями саксофонисту можно включать в занятия упражнения на отдельные, недостаточно хорошо выработанные технические прие­мы.

Над упражнениями обычно работают в замедленном темпе или в режимах постепенного ускорения и замед­ления темпа, чередования медленного и подвижного темпа с исполнением различных ритмических, динами­ческих и штриховых вариантов.

При разучивании упражнений не следует допускать механического проигрывания материала; подходить к работе над ним нужно внимательно, доводить исполни­тельскую технику до совершенного уровня и автоматиз­ма.

Прекрасным средством для освоения стандартных технических «формул», развития навыка чтения с листа и всех видов исполнительской техники являются этюды.

Этюды требуют не только тщательной работы над технически трудными местами, но и свободного, вырази­тельного исполнения. Этюды разучивают по нотам, в медленном или умеренном темпе, отдельными фрагмен­тами. К игре в указанном в нотном тексте темпе следует приближаться постепенно. Пройденные этюды целесооб­разно периодически повторять, добиваясь при этом более совершенного их исполнения.

Много сборников этюдов Вы найдете в моей Цифровой энциклопедии саксофониста (части 2 и 3).

Итог занятия на саксофоне

Итогом ежедневной подготовки саксофониста должно стать проигрывание небольших отрывков из саксофонной сольной литературы или оркестровых партий. Это, с одной стороны, дополнит работу над различными видами техники, а с другой – придаст игре выразительную направленность.

Каждый саксофонист может сам распределить время для самостоятельных занятий и составить свой индиви­дуальный вариант дневной и недельной работы, исходя из своих физических, исполнительских возможностей и конечной цели данного этапа подготовки. Нужно по­мнить, что каждый день продуктивных занятий – это новый шаг к исполнительскому росту.

О том, как научиться играть на  саксофоне с нуля читайте здесь >>

О том, как научиться правильно играть на саксофоне с самого начала, об основных правилах постановки саксофониста, о корпусе, голове и осанке саксофониста и как ничего не упустить читайте здесь >>

Не забудьте подписаться на мой телеграм канал «Саксофон для души», где я публикую лучшую саксофоновую музыку со всего мира, а также мелодии с редких оцифрованных виниловых пластинок. Слушайте хорошую музыку везде – дома и в путешествиях!  Подпишитесь и наслаждайтесь!