Систематичность, регулярность занятий на саксофоне
В полной мере реализовать приобретенные технические качества возможно только в результате продуманной самоорганизации ежедневных занятий на инструменте. Для этого саксофонист должен уметь без посторонней помощи мобилизовать и нацелить себя на последовательную практическую работу. Обязательным условием такой работы является трудолюбие, которое должно сочетаться с настойчивостью, собранностью и объективной требовательностью к своей игре. Общие условия направления этих занятий состоят из таких моментов.
Занятия должны проводиться систематически, регулярно, не менее трех часов ежедневной работы, и планомерно, с разумным сочетанием игры и отдыха. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40-45 минут, после чего рекомендуется делать короткий перерыв, чтобы снять накопившуюся усталость (но не утратить рабочего тонуса). Снижение внимания, апатия в занятиях, утомление амбушюра и другие сопутствующие факторы являются признаками перенапряжения игрового аппарата саксофониста.
Время занятий на саксофоне
Занятия на саксофоне лучше проводить в одно и то же время. Наиболее продуктивными считаются утренние часы. Исполнительско-педагогическая практика показывает, что работоспособность музыкантов в различные дни недели имеет неодинаковые оптимальные показатели. Так, в понедельник происходит обычно “раскачка” в занятиях, то есть постепенное включение в активную работу. Наиболее благоприятные дни – это вторник и среда. С четверга начинает накапливаться утомление, нарастающее к пятнице и субботе. В воскресенье заниматься на инструменте рекомендуется с облегченной нагрузкой, высвобождая большую часть дня для занятий спортом, полезным трудом, для посещения концертов и т.п.
Разминка саксофониста
Индивидуальную работу на саксофоне целесообразно начинать с «музыкальной разминки» – игры продолжительных звуков (15-25 минут). Их исполнение позволяет саксофонисту привести дыхание, амбушюр, пальцы в рабочее состояние. Очень полезны упражнения в продолжительных звуках, построенных на октавах, арпеджированных трезвучиях (см. учебники).
При игре продолжительных звуков следует избегать вибрато, резкой атаки и призвуков. Звук должен быть ровным и ясным и интонационно устойчивым, воспроизводиться штрихом détaché или legato на хорошей дыхательной опоре. Данные звуки рекомендуется исполнять в трех чередующихся динамических оттенках – f, mf и p.
Перерыв и дальнейшая работа над гаммами, арпеджио и т.д.
После этого необходимо сделать небольшой перерыв (примерно 5-10 минут), и затем перейти к работе над мажорными и минорными гаммами, арпеджио и септаккордами в различных штриховых и динамических вариантах (40-45 минут). Этот раздел музыкального материала является основой индивидуальной технической подготовки саксофониста. Ежедневно следует работать над одной-двумя гаммами и соответствующими им арпеджио и септаккордами. Лучше играть их наизусть, в пределах освоенного диапазона и в доступном темпе. При изучении этого материала необходимо добиваться тембровой, динамической ровности и полноты звучания инструмента во всех регистрах.
Гибкость и эластичность амбушюра, закрепление аппликатурных навыков
Хорошей тренировкой для развития гибкости и эластичности амбушюра, закрепления аппликатурных навыков может служить исполнение так называемых ломаных трезвучий и септаккордов, их обращений, а также игра гамм в терцию (есть в учебнике Иванова).
Упражнения и этюды для саксофониста
Работа над индивидуальной саксофонной техникой не может обойтись без изучения различных видов упражнений и этюдов (40-45 минут). Отличительная особенность упражнений – это краткая форма изложения и узкотехническая направленность материала. Упражнения предполагают работу над звуками продолжительной длительности, над развитием подвижности языка, разных видов штрихов, техники дыхания, пальцев и т.д. Как правило, упражнения основаны на интервальных скачках, ритмических рисунках, аппликатурных комбинациях, мелодических украшениях.
Наряду с общими упражнениями саксофонисту можно включать в занятия упражнения на отдельные, недостаточно хорошо выработанные технические приемы.
Над упражнениями обычно работают в замедленном темпе или в режимах постепенного ускорения и замедления темпа, чередования медленного и подвижного темпа с исполнением различных ритмических, динамических и штриховых вариантов.
При разучивании упражнений не следует допускать механического проигрывания материала; подходить к работе над ним нужно внимательно, доводить исполнительскую технику до совершенного уровня и автоматизма.
Прекрасным средством для освоения стандартных технических «формул», развития навыка чтения с листа и всех видов исполнительской техники являются этюды.
Этюды требуют не только тщательной работы над технически трудными местами, но и свободного, выразительного исполнения. Этюды разучивают по нотам, в медленном или умеренном темпе, отдельными фрагментами. К игре в указанном в нотном тексте темпе следует приближаться постепенно. Пройденные этюды целесообразно периодически повторять, добиваясь при этом более совершенного их исполнения.
Много сборников этюдов Вы найдете в моей Цифровой энциклопедии саксофониста (части 2 и 3).
Итог занятия на саксофоне
Итогом ежедневной подготовки саксофониста должно стать проигрывание небольших отрывков из саксофонной сольной литературы или оркестровых партий. Это, с одной стороны, дополнит работу над различными видами техники, а с другой – придаст игре выразительную направленность.
Каждый саксофонист может сам распределить время для самостоятельных занятий и составить свой индивидуальный вариант дневной и недельной работы, исходя из своих физических, исполнительских возможностей и конечной цели данного этапа подготовки. Нужно помнить, что каждый день продуктивных занятий – это новый шаг к исполнительскому росту.
О том, как научиться играть на саксофоне с нуля читайте здесь >>
О том, как научиться правильно играть на саксофоне с самого начала, об основных правилах постановки саксофониста, о корпусе, голове и осанке саксофониста и как ничего не упустить читайте здесь >>
Не забудьте подписаться на мой телеграм канал «Саксофон для души», где я публикую лучшую саксофоновую музыку со всего мира, а также мелодии с редких оцифрованных виниловых пластинок. Слушайте хорошую музыку везде – дома и в путешествиях! Подпишитесь и наслаждайтесь!