Свободная и скоординированная игра пальцев рук саксофониста
Большое значение для индивидуального приспособления саксофониста к своему инструменту имеет выработка разнообразных постоянно взаимодействующих движений пальцев обеих рук, которые обеспечивают необходимый контакт с клапанно-рычажным механизмом саксофона.
Техника пальцев саксофониста предполагает способность к быстрой, четкой, скоординированной и свободной от лишних напряжений игре. Это качество приобретается в определенной последовательности (от простого к сложному) и при условии длительных и продуманных занятий. Работа пальцев согласовывается с игровым функционированием дыхания, амбушюра, артикуляционного аппарата и слуха.
Закономерности формирования игровых навыков пальцевого аппарата
Формирование игровых навыков пальцевого аппарата имеет следующие общие закономерности:
- На начальном этапе работы над пальцевой моторикой двигательный навык формируется поступательно, на основе повторяющегося цикла упражнений, то есть закрепления рефлекторного стереотипа движений.
- На последующей стадии технической работы возникает стабилизация двигательного навыка, движение пальцев приобретает вариативный характер: при изменении интонационных, динамических и тембровых условий игры они могут выполнять действия различны ми аппликатурными комбинациями, и при возникновении посторонних внешних раздражителей пальцы
действуют устойчиво без аппликатурных нарушений и срывов. - В зависимости от игровых ситуаций те или иные заученные аппликатурные движения, как бы они ни были хорошо автоматизированы, могут выполняться или неосознанно, или осознанно.
- Рефлекторное закрепление навыков лучше всего приобретается при работе над техническим материалом в медленном темпе, за счет многократных повторений, количество которых должно быть оптимальным и индивидуальным для каждого саксофониста.
- При переходе от начальной стадии автоматизации движений к дальнейшему совершенствованию пальцевой беглости закрепление двигательного навыка несколько замедляется, при этом рост исполнительской техники происходит скачкообразно – с подъемами и задержками.
Навыки пальцевой техники саксофониста
В процессе работы над пальцевой техникой у саксофониста развивается специфическая мышечно-двигательная чувствительность, позволяющая точно координировать двигательные действия пальцев в пространственном, временном и аппликатурном отношениях.
Временная точность – навык, который тесно связан с преднамеренным слухомоторным предвосхищением саксофонистом необходимого звукового результата: прежде чем произвести атаку звука, ему необходимо предслышать данный звук, как бы с опережением ощутить время нажатия пальцем (или пальцами) клавиши рычага.
Пространственная точность – это мышечное ощущение пальцами расстояния между клавишами и рычагами саксофона, а также высоты подъема пальцев над ними и степени необходимых усилий для контакта с механикой. При игре на современном саксофоне активно участвуют девять пальцев исполнителя.
Большая игровая нагрузка ложится на указательные пальцы обеих рук. Правый указательный палец “обслуживает” один основной клапан Фа и три боковых клапана-рычага (Та, Тс, С3), которые находятся в одном ряду механики саксофона, а левый указательный псиюц взаимодействует с тремя клавишами (Си, (Р),(x)) и тремя боковыми рычагами (С1, С2, С3), расположенными в разном удалении друг от друга. Для игровых движений мизинца левой руки, мышцы которого должны быть особенно эластичными характерно активное контактирование с четырьмя находящимися в средней части инструмента клапанами (G#, С#, В, Н).
Основные недостатки и эффективные методы развития пальцевой техники саксофониста
К числу основных недостатков в развитии пальцевой техники саксофониста относится зажатость мышц рук и пальцев. Поэтому в индивидуальной работе нужно стремиться избавляться от скованности, подчинять технический аппарат своей исполнительской воле. Совершенствование техники – это и приобретение новых рациональных движений, и одновременно избавление от лишних движений и напряжений. Наиболее трудно в начальном периоде технической работы удается развивать силу и самостоятельность движений каждого пальца и особенно пальцев, не синхронно участвующих в образовании аппликатурного приема. Проверить же степень независимости работы пальцев довольно просто, достаточно исполнить какую-нибудь трель, скажем, соль-диез – ля, или тремоло – ре – фа-диез.
Наиболее эффективным методом развития пальцевой техники является систематическая работа над гаммами и различными видами арпеджио. Прежде чем приступить к их изучению, необходимо хорошо усвоить теоретические основы строения мажорных и минорных гамм, тонических арпеджио, а также научиться определять их на слух, строить и петь.
Гаммы и арпеджированные трезвучия рекомендуется исполнять в определенной последовательности: гамма в восходящем и нисходящем движении; арпеджированное трезвучие в восходящем и нисходящем движении; трезвучие и его обращения в восходящем и нисходящем движении. Упражнения для развития техники есть здесь.
Принципы при игре гамм и арпеджио
При игре гамм и арпеджио необходимо придерживаться следующих принципов:
- Все гаммы, тонические арпеджио и их обращения начинаются и заканчиваются тоникой;
- При исполнении гамм и арпеджио надо стремиться использовать максимально доступный диапазон; в зависимости от конструкции саксофона и уровня индивидуальной подготовки гаммы играть в 1, 1 1/2, 2, 2 1/2 и 3 октавы;
- Гаммы в 1 и 2 октавах исполняются в двухдольном или четырехдольном размере; в 1 1/2 октавы (до квинтового тона) – как в триольном, так и в квартольном оформлении, причем для большей их метроритми ческой завершенности рекомендуется после тоники исполнять вводный звук, а затем разрешать в тонику; гаммы в 2 1/2 октавы (до квинты) и в 3 октавы также исполняются как в триольном, так и квартольном оформлении;
- Тоническое арпеджио в основном виде исполняется триолями, однако если арпеджио исполняется в 2 1/2 октавы (до квинтового тона), то оформляется квартолями. Обращения трезвучий исполняется квартолями.
В дальнейшем полезно работать и над арпеджированными септаккордами – в основном виде и в обращениях, которые исполняются в квартольном изложении.
Начинать разучивать гаммы и арпеджио лучше с мажорных гамм, играя по принципу постепенного прибавления ключевых знаков.
Для овладения другими элементами пальцевой техники обычно прибегают к разучиванию хроматической и целотонной гамм, так называемых “ломаных” арпеджио, септаккордов, гамм в терцию и т. п. Такие дополнительные упражнения можно подобрать в Школах А. Ривчуна, Е. Андреева, Л. Михайлова, Б. Прорвича или же воспользоваться материалом пособий для гобоя, а при необходимости – создавать свои.
Развитие техники пальцев не может обойтись без приобретения такого важного координационного навыка, как аппликатурная точность.
Не забудьте подписаться на мой телеграм канал «Саксофон для души», где я публикую лучшую саксофоновую музыку со всего мира, а также мелодии с редких оцифрованных виниловых пластинок. Слушайте хорошую музыку везде – дома и в путешествиях! Подпишитесь и наслаждайтесь!