Свободная и скоординированная игра пальцев рук саксофониста
Большое значение для индивидуального приспособления саксофониста к своему инструменту имеет выработка разнообразных постоянно взаимодействующих движений пальцев обеих рук, которые обеспечивают необходимый контакт с клапанно-рычажным механизмом саксофона.
Техника пальцев саксофониста предполагает способность к быстрой, четкой, скоординированной и свободной от лишних напряжений игре. Это качество приобретается в определенной последовательности (от простого к сложному) и при условии длительных и продуманных занятий. Работа пальцев согласовывается с игровым функционированием дыхания, амбушюра, артикуляционного аппарата и слуха.
Закономерности формирования игровых навыков пальцевого аппарата
Формирование игровых навыков пальцевого аппарата имеет следующие общие закономерности:
- На начальном этапе работы над пальцевой моторикой двигательный навык формируется поступательно, на основе повторяющегося цикла упражнений, то есть закрепления рефлекторного стереотипа движений.
- На последующей стадии технической работы возникает стабилизация двигательного навыка, движение пальцев приобретает вариативный характер: при изменении интонационных, динамических и тембровых условий игры они могут выполнять действия различны ми аппликатурными комбинациями, и при возникновении посторонних внешних раздражителей пальцы
действуют устойчиво без аппликатурных нарушений и срывов. - В зависимости от игровых ситуаций те или иные заученные аппликатурные движения, как бы они ни были хорошо автоматизированы, могут выполняться или неосознанно, или осознанно.
- Рефлекторное закрепление навыков лучше всего приобретается при работе над техническим материалом в медленном темпе, за счет многократных повторений, количество которых должно быть оптимальным и индивидуальным для каждого саксофониста.
- При переходе от начальной стадии автоматизации движений к дальнейшему совершенствованию пальцевой беглости закрепление двигательного навыка несколько замедляется, при этом рост исполнительской техники происходит скачкообразно – с подъемами и задержками.
Навыки пальцевой техники саксофониста
В процессе работы над пальцевой техникой у саксофониста развивается специфическая мышечно-двигательная чувствительность, позволяющая точно координировать двигательные действия пальцев в пространственном, временном и аппликатурном отношениях.
Временная точность – навык, который тесно связан с преднамеренным слухомоторным предвосхищением саксофонистом необходимого звукового результата: прежде чем произвести атаку звука, ему необходимо предслышать данный звук, как бы с опережением ощутить время нажатия пальцем (или пальцами) клавиши рычага.
Пространственная точность – это мышечное ощущение пальцами расстояния между клавишами и рычагами саксофона, а также высоты подъема пальцев над ними и степени необходимых усилий для контакта с механикой. При игре на современном саксофоне активно участвуют девять пальцев исполнителя.
Большая игровая нагрузка ложится на указательные пальцы обеих рук. Правый указательный палец «обслуживает» один основной клапан Фа и три боковых клапана-рычага (Та, Тс, С3), которые находятся в одном ряду механики саксофона, а левый указательный псиюц взаимодействует с тремя клавишами (Си, (Р),(x)) и тремя боковыми рычагами (С1, С2, С3), расположенными в разном удалении друг от друга. Для игровых движений мизинца левой руки, мышцы которого должны быть особенно эластичными характерно активное контактирование с четырьмя находящимися в средней части инструмента клапанами (G#, С#, В, Н).
Основные недостатки и эффективные методы развития пальцевой техники саксофониста
К числу основных недостатков в развитии пальцевой техники саксофониста относится зажатость мышц рук и пальцев. Поэтому в индивидуальной работе нужно стремиться избавляться от скованности, подчинять технический аппарат своей исполнительской воле. Совершенствование техники – это и приобретение новых рациональных движений, и одновременно избавление от лишних движений и напряжений. Наиболее трудно в начальном периоде технической работы удается развивать силу и самостоятельность движений каждого пальца и особенно пальцев, не синхронно участвующих в образовании аппликатурного приема. Проверить же степень независимости работы пальцев довольно просто, достаточно исполнить какую-нибудь трель, скажем, соль-диез – ля, или тремоло – ре – фа-диез.
Наиболее эффективным методом развития пальцевой техники является систематическая работа над гаммами и различными видами арпеджио. Прежде чем приступить к их изучению, необходимо хорошо усвоить теоретические основы строения мажорных и минорных гамм, тонических арпеджио, а также научиться определять их на слух, строить и петь.
Гаммы и арпеджированные трезвучия рекомендуется исполнять в определенной последовательности: гамма в восходящем и нисходящем движении; арпеджированное трезвучие в восходящем и нисходящем движении; трезвучие и его обращения в восходящем и нисходящем движении. Упражнения для развития техники здесь.
Принципы при игре гамм и арпеджио
При игре гамм и арпеджио необходимо придерживаться следующих принципов:
- Все гаммы, тонические арпеджио и их обращения начинаются и заканчиваются тоникой;
- При исполнении гамм и арпеджио надо стремиться использовать максимально доступный диапазон; в зависимости от конструкции саксофона и уровня индивидуальной подготовки гаммы играть в 1, 1 1/2, 2, 2 1/2 и 3 октавы;
- Гаммы в 1 и 2 октавах исполняются в двухдольном или четырехдольном размере; в 1 1/2 октавы (до квинтового тона) – как в триольном, так и в квартольном оформлении, причем для большей их метроритми ческой завершенности рекомендуется после тоники исполнять вводный звук, а затем разрешать в тонику; гаммы в 2 1/2 октавы (до квинты) и в 3 октавы также исполняются как в триольном, так и квартольном оформлении;
- Тоническое арпеджио в основном виде исполняется триолями, однако если арпеджио исполняется в 2 1/2 октавы (до квинтового тона), то оформляется квартолями. Обращения трезвучий исполняется квартолями.
В дальнейшем полезно работать и над арпеджированными септаккордами – в основном виде и в обращениях, которые исполняются в квартольном изложении.
Начинать разучивать гаммы и арпеджио лучше с мажорных гамм, играя по принципу постепенного прибавления ключевых знаков.
Для овладения другими элементами пальцевой техники обычно прибегают к разучиванию хроматической и целотонной гамм, так называемых «ломаных» арпеджио, септаккордов, гамм в терцию и т. п. Такие дополнительные упражнения можно подобрать в Школах А. Ривчуна, Е. Андреева, Л. Михайлова, Б. Прорвича или же воспользоваться материалом пособий для гобоя, а при необходимости – создавать свои.
Развитие техники пальцев не может обойтись без приобретения такого важного координационного навыка, как аппликатурная точность.
Подписывайтесь на бесплатный Телеграм канал «Саксофон для души», где публикуется лучшая саксофоновая музыка со всего мира, а также редкие оцифрованные виниловые пластинки! Слушайте хорошую музыку везде — дома или в путешествии!