Опубликовано

Техника пальцев саксофониста

Свободная и скоординированная игра пальцев рук саксофониста

Большое значение для индивидуального приспособле­ния саксофониста к своему инструменту имеет выработ­ка разнообразных постоянно взаимодействующих движений пальцев обеих рук, которые обеспечивают необходимый контакт с клапанно-рычажным механиз­мом саксофона.

Техника пальцев саксофониста предполагает способ­ность к быстрой, четкой, скоординированной и свобод­ной от лишних напряжений игре. Это качество приобре­тается в определенной последовательности (от простого к сложному) и при условии длительных и продуманных занятий. Работа пальцев согласовывается с игровым функционированием дыхания, амбушюра, артикуляци­онного аппарата и слуха.

Закономерности формирования игровых навыков пальцевого аппарата

Формирование игровых навыков пальцевого аппара­та имеет следующие общие закономерности:

  1. На начальном этапе работы над пальцевой мотори­кой двигательный навык формируется поступательно, на основе повторяющегося цикла упражнений, то есть закрепления рефлекторного стереотипа движений.
  2. На последующей стадии технической работы возникает стабилизация двигательного навыка, движе­ние пальцев приобретает вариативный характер: при изменении интонационных, динамических и тембровых условий игры они могут выполнять действия различны­ ми аппликатурными комбинациями, и при возникнове­нии посторонних внешних раздражителей пальцы
    действуют устойчиво без аппликатурных нарушений и срывов.
  3. В зависимости от игровых ситуаций те или иные заученные аппликатурные движения, как бы они ни были хорошо автоматизированы, могут выполняться или неосознанно, или осознанно.
  4. Рефлекторное закрепление навыков лучше всего приобретается при работе над техническим материалом в медленном темпе, за счет многократных повторений, количество которых должно быть оптимальным и индивидуальным для каждого саксофониста.
  5. При переходе от начальной стадии автоматизации движений к дальнейшему совершенствованию пальце­вой беглости закрепление двигательного навыка не­сколько замедляется, при этом рост исполнительской техники происходит скачкообразно – с подъемами и задержками.

Навыки пальцевой техники саксофониста

В процессе работы над пальцевой техникой у саксо­фониста развивается специфическая мышечно-двигательная чувствительность, позволяющая точно коорди­нировать двигательные действия пальцев в пространст­венном, временном и аппликатурном отношениях.

Временная точность – навык, который тесно связан с преднамеренным слухомоторным предвосхище­нием саксофонистом необходимого звукового результа­та: прежде чем произвести атаку звука, ему необходимо предслышать данный звук, как бы с опережением ощутить время нажатия пальцем (или пальцами) клави­ши рычага.

Пространственная точность – это мышечное ощущение пальцами расстояния между клавишами и рычагами саксофона, а также высоты подъема пальцев над ними и степени необходимых усилий для контакта с механикой. При игре на современном саксофоне активно участвуют девять пальцев исполнителя.

Большая игровая нагрузка ложится на указательные пальцы обеих рук. Правый указательный палец “обслуживает” один основной клапан Фа и три боковых клапа­на-рычага (Та, Тс, С3), которые находятся в одном ряду механики саксофона, а левый указательный псиюц взаимодействует с тремя клавишами (Си, (Р),(x)) и тремя боковыми рычагами (С1, С2, С3), расположенными в разном удалении друг от друга. Для игровых дви­жений мизинца левой руки, мышцы которого должны быть особенно эластичными характерно активное контактирование с четырьмя находящимися в средней части инструмента клапанами (G#, С#, В, Н).

Основные недостатки и эффективные методы развития пальцевой техники саксофониста

К числу основных недостатков в развитии пальце­вой техники саксофониста относится зажатость мышц рук и пальцев. Поэтому в индивидуальной работе нужно стремиться избавляться от скованности, подчинять технический аппарат своей исполнительской воле. Совершенствование техники – это и приобретение новых рациональных движений, и одновременно избав­ление от лишних движений и напряжений. Наиболее трудно в начальном периоде технической работы удает­ся развивать силу и самостоятельность движений каждо­го пальца и особенно пальцев, не синхронно участвую­щих в образовании аппликатурного приема. Проверить же степень независимости работы пальцев довольно просто, достаточно исполнить какую-нибудь трель, скажем, соль-диез – ля, или тремоло – ре – фа-диез.

Наиболее эффективным методом развития пальцевой техники является систематическая работа над гаммами и различными видами арпеджио. Прежде чем приступить к их изучению, необходимо хорошо усвоить теоретические основы строения мажорных и минорных гамм, тонических арпеджио, а также научиться опреде­лять их на слух, строить и петь.

Гаммы и арпеджированные трезвучия рекомендует­ся исполнять в определенной последовательности: гамма в восходящем и нисходящем движении; арпеджированное трезвучие в восходящем и нисходящем движе­нии; трезвучие и его обращения в восходящем и нисхо­дящем движении. Упражнения для развития техники есть здесь.

Принципы при игре гамм и арпеджио

При игре гамм и арпеджио необходимо придержи­ваться следующих принципов:

  1. Все гаммы, тонические арпеджио и их обращения начинаются и заканчиваются тоникой;
  2. При исполнении гамм и арпеджио надо стремиться использовать максимально доступный диапазон; в зависимости от конструкции саксофона и уровня инди­видуальной подготовки гаммы играть в 1, 1 1/2, 2, 2 1/2 и 3 октавы;
  3. Гаммы в 1 и 2 октавах исполняются в двухдоль­ном или четырехдольном размере; в 1 1/2 октавы (до квинтового тона) – как в триольном, так и в квартольном оформлении, причем для большей их метроритми­ ческой завершенности рекомендуется после тоники исполнять вводный звук, а затем разрешать в тонику; гаммы в 2 1/2 октавы (до квинты) и в 3 октавы также исполняются как в триольном, так и квартольном оформлении;
  4. Тоническое арпеджио в основном виде исполняется триолями, однако если арпеджио исполняется в 2 1/2 октавы (до квинтового тона), то оформляется кварто­лями. Обращения трезвучий исполняется квартолями.

В дальнейшем полезно работать и над арпеджированными септаккордами – в основном виде и в обраще­ниях, которые исполняются в квартольном изложении.

Начинать разучивать гаммы и арпеджио лучше с мажорных гамм, играя по принципу постепенного прибавления ключевых знаков.

Для овладения другими элементами пальцевой техники обычно прибегают к разучиванию хроматичес­кой и целотонной гамм, так называемых “ломаных” арпеджио, септаккордов, гамм в терцию и т. п. Такие дополнительные упражнения можно подобрать в Шко­лах А. Ривчуна, Е. Андреева, Л. Михайлова, Б. Прорвича или же воспользоваться материалом пособий для гобоя, а при необходимости – создавать свои.

Развитие техники пальцев не может обойтись без приобретения такого важного координационного навы­ка, как аппликатурная точность.

Не забудьте подписаться на мой телеграм канал «Саксофон для души», где я публикую лучшую саксофоновую музыку со всего мира, а также мелодии с редких оцифрованных виниловых пластинок. Слушайте хорошую музыку везде – дома и в путешествиях!  Подпишитесь и наслаждайтесь!