Опубликовано

Как правильно играть на саксофоне с самого начала и ничего не упустить?

Основные правила постановки саксофониста

Чтобы успешно овладеть техникой игры на саксофоне, особенно на первоначальном этапе занятий, будущему музыканту в первую очередь необходимо хорошо уяснить основные правила постановки с последующим выполнением их в процессе индивидуальной работы.

Под понятием “постановка” подразумевается совокупность правил рационального положения и взаимодействия всех компонентов исполнительского аппарата музыканта (дыхания, губ, пальцев, рук и т. п.). Рациональная постановка помогает саксофонисту при наименьших затратах сил и времени добиться качествен­ных результатов игры, избежать излишних, дополни­тельных мышечных напряжений. Задача правильной постановки – способствовать эффективной, дисциплини­рованной организации занятий на инструменте, при которой выбор приемов, методов и темпа работы должен производиться с учетом уровня и продолжительности подготовки музыканта, а также его индивидуальных способностей.

Элементы рациональной постановки саксофониста

Рациональная постановка включает в себя следую­щие элементы:

  • Общая постановка – удобный способ держа­ния саксофона в руках, правильное положение корпуса, головы, рук, пальцев и ног.
  • Постановка исполнительского дыха­ния – способы произвольного управления дыханием и правила смены вдоха в процессе игры.
  • Постановка амбушюра – наиболее целесо­образное расположение мундштука на губах, форма и характер действия амбушюра и нижней челюсти.
  • Артикуляционная постановка – положе­ние языка, форма ротовой полости.
  • Аппликатурная постановка – расположе­ние пальцев на инструменте, организация точных, координированных, устойчиво-рефлекторных, свободных и экономных действий пальцевого аппарата.

Важнейшей предпосылкой для формирования навыков исполнительской техники саксофониста явля­ется соблюдение требований, обеспечивающих общую игровую постановку. Они сводятся к следующим момен­там.

Корпус и голова саксофониста

Корпус и голову саксофонисту следует держать ровно и прямо, без каких-либо отклонений в стороны и наклонов вперед и назад. Игровая поза должна быть естественной, ненапряженной независимо от того, занимается ли саксофонист на инструменте стоя или сидя. При этом грудь необходимо слегка приподнять, а плечи развернуть. Это придаст работе дыхательной мускулатуры большую свободу.

Осанка саксофониста

Сохранить нужную осанку корпуса при игре стоя помогает хорошая опора на ноги. Для этого их лучше раздвинуть на ширину ступни, носки развернуть, а левую ногу немного выдвинуть вперед. При игре сидя рекомендуется сидеть прямо, на половине стула, без опоры на его спинку. Категорически запрещается при этом накладывать ногу на ногу. Все разновидности саксофонов, за исключением сопрано, располагаются в руках наискось по туловищу, опираясь своим нижним изгибом трубки на правое бедро играющего. Саксофон-сопрано держится обеими руками под углом к корпусу. Величина угла зависит от физиологического при­куса зубных рядов музыканта.

Гайтан для саксофониста

Приспособиться к устойчивому положению саксо­фона позволяет специальный ремешок с карабанчиком (гайтан), который дает возможность устанавливать необходимую высоту подвески инструмента.

Важные моменты при игре на саксофоне

Удобный охват губами мундштука с тростью регули­руется поворотом мундштука на подмундштучной трубке без изменения положения головы. 

Для общей постановки саксофониста характерен отвод правого локтя несколько назад, в сторону от туловища.

Пальцы рук размещаются на основных (перламут­ровых) клавишах, на расстоянии примерно одного сантиметра от их поверхности.

Они должны находиться (за исключением больших пальцев) в округлом, не­напряженном состоянии, а в области сгиба первой и второй фаланг приближаться к вертикальному положе­нию. Касание клавиш и рычагов осуществляется поду­шечками пальцев без усиленного давления, с некоторым опережением атаки звука. При нажатии указательными пальцами на боковые клапаны следует подключать мелкие движения кистей.

Правильному расположению пальцев способствует естественное состояние запястий, которые вместе с кистями рук образуют прямую линию. Во время касания пальцами левой руки боковых клапанов происходит некоторое прогибание запястья.

Основное весовое давление саксофона приходится на большой палец правой руки, который располагается под подставкой в месте нижней границы ногтя. Большой палец левой руки находится на опоре рядом с клавишей октавного клапана, при этом сустав второй фаланги несколько прогнут.

В период постановочной работы следует уделять пристальное внимание незадействованным в игре пальцам: не допускать их непроизвольного прогибания, скрючивания или опускания мизинцев под педали клапанов. Любой недостаток в постановке пальцев должен быть как можно быстрее устранен, так как последующее его закрепление потребует для исправле­ния много усилий и времени.

Контроль за правильностью выполнения приемов общей постановки необходимо осуществлять с самых первых дней занятий на саксофоне.

Еще один важный момент

Как можно чаще слушайте игру на саксофоне в записи. Постоянно слушая саксофон вы, помимо того, что будете вдохновляться прекрасным исполнением профессиональных музыкантов, будете привыкать к качественному и правильному звуку. Кстати, можете подписаться на мой Телеграм канал «Саксофон для души»,  где я публикую лучшую саксофоновую музыку со всего мира, а также редкие оцифрованные виниловые пластинки! Слушайте хорошую музыку везде — дома и в путешествии и играйте, играйте, играйте!