Трость играет важную роль в звукообразовании на саксофоне. Она должна прежде всего соответствовать индивидуальным особенностям амбушюра саксофониста, легкости звукоизвлечения во всех регистрах инструмента, а также обеспечивать оптимальную атаку звука, интонационную и динамическую устойчивость и отвечать желаемой окраске тона.
Правильный выбор новой трости для саксофона
Первостепенное значение имеет правильный выбор новой трости, когда саксофонист определяет для себя ее основные характеристики – упругость, реакцию на атаку звука, тембр. Перед опробованием новой трости сначала необходимо ее немного увлажнить, затем прижать трость большим пальцем правой руки к площадке мундштука, а свободными пальцами левой руки нажать клавиши Си, Ля или Соль и воспроизвести один из этих звуков в двух октавах. Если трость будет удовлетворять своими качествами, то ее следует зафиксировать с помощью зажима на мундштуке и опробовать в игре во всех регистрах и в различной динамике. Устойчивость звуков верхнего регистра хорошо поддается проверке на нотах до – фа третьей октавы.
Новая трость может быстро намокнуть, из-за чего представление о ее качестве может быть искажено. В этом случае трость нужно немного подсушить, а затем возобновить ее оценку.
Для занятий на саксофоне рекомендуется отобрать три-четыре хороших трости, чтобы в дальнейшем играть на них поочередно. Это даст возможность продлить срок эксплуатации тростей.
Установка трости на мундштуке саксофона
Прежде чем приступить к обыгрыванию трости, очень важно правильно установить ее на мундштуке. Для этого необходимо сначала плавно вставить трость ее тупым концом под зажим. При этом нужно обратить внимание на то, чтобы кончик трости совпадал с верхней кромкой мундштука. Слишком легкую трость можно зафиксировать (с целью увеличения ее упругости) на мундштуке так, чтобы она немного выступала над верхней его кромкой.
Рекомендуется также не очень сильно сдавливать трость зажимом. А для обеспечения большей свободы вибрации трости следует немного уменьшить давление первого крепежного винта зажима.
Обыгрывание трости на саксофоне
Во время обыгрывания трости происходит постепенное приспособление мышц амбушюра саксофониста к особенностям вибрирования и к силе ее пружины.
В процессе обыгрывания трость претерпевает химико-физические изменения: поверхность игрового среза покрывается тонким жировым слоем, который защищает его от пересыхания, несколько уменьшается упругость рабочей части, стабилизируется микродеформация волокон тростника, улучшается сцепление трости с площадкой мундштука. В период обыгрывания можно посоветовать не снимать 3-4 дня трость с мундштука, что ускорит процесс их смыкания.
Хранение трости для саксофона
Обыгранная трость нуждается в правильном хранении. После игры следует тщательно удалить с поверхности трости влагу, затем поместить ее в хорошо закрывающуюся коробочку или прижать пружинкой к стеклу, кусочку зеркальца и т. п. Хранить же при себе, например, в кармане, не рекомендуется. Длительное неиспользование трости после обыгрывания является нецелесообразным. Необыгранные трости, находящиеся у исполнителя в запасе, без эксплуатации довольно быстро пересыхают, теряя, таким образом, свои первоначальные физические качества. Отыгравшую трость необходимо своевременно заменить, чтобы не нарушать игровую стабильность амбушюра.
Советы по подгонке трости для саксофона
Вы можете по мере необходимости самостоятельно сделать подгонку трости под свой мундштук и амбушюр. Вот некоторые практические советы:
- Подгонку следует производить на различных стеклянных и пластмассовых пластинах, через которые хорошо виден рисунок сердцевины светотени. Шлифовку и выравнивание поверхности трости лучше вести с помощью мелкозернистой водостойкой наждачной бумаги, бруска, медицинского скальпеля или реликтового хвоща.
- Если боковые стороны трости окажутся несколько шире поля мундштука (что бывает характерно для самодеятельно изготовленных тростей), то ее в этом случае следует заузить.
- Если при звукоизвлечении трость издает характерный присвист – «кикс», то это означает, что одна из боковых кромок среза слишком или недостаточно упруга.
- Если трость резко звучит в верхнем регистре и глухо резонирует на низких звуках, то нужно снять немного древесины у задней стороны рабочей части трости.
- Тусклое звучание инструмента во всех регистрах можно несколько просветлить путем удаления древесины на участке за кончиком трости, ближе к «сердцевине» или на задней части среза.
- Следует избегать обработки непосредственно кончика трости, так как в этом случае будет нарушен плавный переход сложного профиля среза. Если звуковой дефект наблюдается в нижнем регистре, то следует обрабатывать заднюю часть среза, если же в верхнем – то зону, прилегающую к кончику трости.
- Снятие древесины по всей поверхности игрового среза «облегчает» вибрационные качества трости.
- Тыльная сторона трости должна быть всегда плоской и гладкой. Появившиеся в процессе эксплуатации трости любые неровности следует немедленно зашлифовать.
Не забудьте подписаться на мой телеграм канал «Саксофон для души», где я публикую лучшую саксофоновую музыку со всего мира, а также мелодии с редких оцифрованных виниловых пластинок. Слушайте хорошую музыку везде – дома и в путешествиях! Подпишитесь и наслаждайтесь!