Опубликовано

Выбор и обыгрывание трости для саксофона

Трость играет важную роль в звукообразовании на саксофоне. Она должна прежде всего соответствовать индивидуальным особенностям амбушюра саксофо­ниста, легкости звукоизвлечения во всех регистрах инструмента, а также обеспечивать оптимальную атаку звука, интонационную и динамическую устойчивость и отвечать желаемой окраске тона.

Правильный выбор новой трости для саксофона

Первостепенное значение имеет правильный выбор новой трости, когда саксофонист определяет для себя ее основные характеристики – упругость, реакцию на атаку звука, тембр. Перед опробованием новой трости сначала необходимо ее немного увлажнить, затем прижать трость большим пальцем правой руки к пло­щадке мундштука, а свободными пальцами левой руки нажать клавиши Си, Ля или Соль и воспроизвести один из этих звуков в двух октавах. Если трость будет удов­летворять своими качествами, то ее следует зафиксиро­вать с помощью зажима на мундштуке и опробовать в игре во всех регистрах и в различной динамике. Устой­чивость звуков верхнего регистра хорошо поддается проверке на нотах до – фа третьей октавы.

Новая трость может быстро намокнуть, из-за чего представление о ее качестве может быть искажено. В этом случае трость нужно немного подсушить, а затем возобновить ее оценку.

Для занятий на саксофоне рекомендуется отобрать три-четыре хороших трости, чтобы в дальнейшем играть на них поочередно. Это даст возможность продлить срок эксплуатации тростей.

Установка трости на мундштуке саксофона

Прежде чем приступить к обыгрыванию трости, очень важно правильно установить ее на мундштуке. Для этого необходимо сначала плавно вставить трость ее тупым концом под зажим. При этом нужно обратить внимание на то, чтобы кончик трости совпадал с верх­ней кромкой мундштука. Слишком легкую трость можно зафиксировать (с целью увеличения ее упру­гости) на мундштуке так, чтобы она немного выступала над верхней его кромкой.

Рекомендуется также не очень сильно сдавливать трость зажимом. А для обеспечения большей свободы вибрации трости следует немного уменьшить давление первого крепежного винта зажима.

Обыгрывание трости на саксофоне

Во время обыгрывания трости происходит постепен­ное приспособление мышц амбушюра саксофониста к особенностям вибрирования и к силе ее пружины.

В процессе обыгрывания трость претерпевает хими­ко-физические изменения: поверхность игрового среза покрывается тонким жировым слоем, который защищает его от пересыхания, несколько уменьшается упругость рабочей части, стабилизируется микродеформация волокон тростника, улучшается сцепление трости с площадкой мундштука. В период обыгрывания можно посоветовать не снимать 3-4 дня трость с мундштука, что ускорит процесс их смыкания.

Хранение трости для саксофона

Обыгранная трость нуждается в правильном хране­нии. После игры следует тщательно удалить с поверх­ности трости влагу, затем поместить ее в хорошо закры­вающуюся коробочку или прижать пружинкой к стеклу, кусочку зеркальца и т. п. Хранить же при себе, например, в кармане, не рекомендуется. Длительное неиспользова­ние трости после обыгрывания является нецелесообразным. Необыгранные трости, находящиеся у исполнителя в запасе, без эксплуатации довольно быстро пересыхают, теряя, таким образом, свои первоначальные физические качества. Отыгравшую трость необходимо своевременно заменить, чтобы не нарушать игровую стабильность амбушюра.

Советы по подгонке трости для саксофона

Вы можете по мере необходимости самосто­ятельно сделать подгонку трости под свой мундштук и амбушюр. Вот некоторые практические советы:

  1. Подгонку следует производить на различных стеклянных и пластмассовых пластинах, через которые хорошо виден рисунок сердцевины светотени. Шлифов­ку и выравнивание поверхности трости лучше вести с помощью мелкозернистой водостойкой наждачной бумаги, бруска, медицинского скальпеля или реликтового хвоща.
  2. Если боковые стороны трости окажутся несколько шире поля мундштука (что бывает характерно для самодеятельно изготовленных тростей), то ее в этом случае следует заузить.
  3. Если при звукоизвлечении трость издает харак­терный присвист – «кикс», то это означает, что одна из боковых кромок среза слишком или недостаточно упруга.
  4. Если трость резко звучит в верхнем регистре и глухо резонирует на низких звуках, то нужно снять немного древесины у задней стороны рабочей части трости.
  5. Тусклое звучание инструмента во всех регистрах можно несколько просветлить путем удаления древеси­ны на участке за кончиком трости, ближе к «сердцеви­не» или на задней части среза.
  6. Следует избегать обработки непосредственно кончика трости, так как в этом случае будет нарушен плавный переход сложного профиля среза. Если звуко­вой дефект наблюдается в нижнем регистре, то следует обрабатывать заднюю часть среза, если же в верхнем – то зону, прилегающую к кончику трости.
  7. Снятие древесины по всей поверхности игрового среза «облегчает» вибрационные качества трости.
  8. Тыльная сторона трости должна быть всегда плоской и гладкой. Появившиеся в процессе эксплуата­ции трости любые неровности следует немедленно зашлифовать.

Не забудьте подписаться на мой телеграм канал «Саксофон для души», где я публикую лучшую саксофоновую музыку со всего мира, а также мелодии с редких оцифрованных виниловых пластинок. Слушайте хорошую музыку везде – дома и в путешествиях! Подпишитесь и наслаждайтесь!