Формирование амбушюра саксофониста
При игре на саксофоне наиболее тонкие и сложные действия выполняют определенным образом сформированные и натренированные губы. Совокупность губных и лицевых мышц, участвующих в звукоизвлечении, и их характерное положение вокруг мундштука с тростью образуют особый физиологический комплекс – амбушюр (от франц. слова bouche – рот и emboucher – приставлять ко рту). Каждая группа мышц комплекса выполняет присущие только ей функции: одна направлена на смыкание и втягивание губ внутрь, другая – на их расслабление и расширение ротовой щели. Наибольшая игровая нагрузка ложится на круговую мышцу рта, которая располагается в толще губ и в области их углов.
Формирование амбушюра и развитие его техники является процессом длительным и сложным. Он имеет свои отличительные особенности, которые определяются следующими условиями так называемой стандартной постановки: правильным размещением мундштука на губах; целесообразным положением губ и захватом ими мундштука с тростью; способом подготовки губ к звукоизвлечению и ведению звука; готовностью губ к взаимодействию с другими компонентами исполнительского аппарата саксофониста.
Удобное положение мундштука с тростью
Одним из первых условий постановки амбушюра является определение удобного положения мундштука с тростью во рту. Это положение зависит от конструктивных особенностей и размеров самого мундштука, от анатомо-физиологического строения челюстей, зубов, формы и толщины губ, эластичности отдельных мышц лица саксофониста и т. п.
Угол наклона мундштука по отношению к корпусу саксофониста является оптимальным, если равен примерно 60° или немногим больше. Такой угол обеспечивает более ровную линию прикуса верхней и нижней челюстей. Попытка саксофониста увеличить оптимальный угол наклона путем подъема инструмента вверх приводит, как правило, к резкому, подверженному срыву, звуку. В этом случае происходит излишнее ослабление давления нижней губы на трость. Если же саксофонист слишком опустит инструмент, то угол наклона мундштука уменьшится, а давление нижней губы на трость усилится. Вследствие этого звук становится блеклым, с тенденцией к завышению интонации.
Другое важное условие стандартной постановки амбушюра – нахождение центра положения мундштука. Для этого следует правильно отрегулировать длину ремешка так, чтобы вес саксофона сконцентрировался именно на ремешке, а не на нижней губе. Подмундштучная трубка с насаженным на нее мундштуком должна быть хорошо зафиксирована с помощью крепежного винта и во время игры не смещаться в стороны.
Губы саксофониста
В постановке амбушюра необходимо учитывать также глубину захвата губами мундштука, средняя величина которого должна составлять (от края мундштука) примерно 1,25 – 1,5 сантиметров. Мундштуки саксофонов сопранино и сопрано требуют более мелкого захвата, а тенора и баритона – более глубокого.
Индивидуальный подход требуется при формировании губ вокруг мундштука и трости. Основной опорой мундштука служат верхние зубы, находящиеся во время игры на его срезе, который в свою очередь плотно окружается верхней губой. Ее усилия направлены на преграждение утечки посылаемой саксофонистом струи воздуха в инструмент, на обеспечение равномерного мышечного давления вокруг мундштука и прижима трости. Не следует подворачивать верхнюю губу под зубы, а также растягивать ее, что иногда делают неопытные исполнители.
Что касается постановки нижней губы, то она отличается сложностью и своеобразием. Мундштук берется в рот таким образом, чтобы он был расположен на середине нижней губы. Последняя, слегка прикрывая своей красной каймой нижние зубы, но не прижимаясь сильно к зубной дуге, должна быть равномерно собрана к центру в упругую мышечную “подушку”. Это необходимо для того, чтобы в процессе работы нижней губы (при контакте с вибрирующей тростью) создавалось определенное мышечное напряжение, направленное на сопротивление давлению колеблющейся части трости. Вместе с тем следует несколько расслабить нижнюю челюсть и опустить ее вниз, чтобы создать режим свободного взаимодействия мышечного кольца амбушюра с тростью. Такое положение нижней челюсти придает подбородку гладкую, округлую форму.
Неправильная постановка нижней губы проявляется в том, что в момент атаки звука саксофонист либо забирает губу глубоко под зубы, выпячивает ее чрезмерно наружу, либо пытается излишне растянуть губы “в улыбке”, создавая тем самым условия для увеличения давления зубов на нижнюю губу, лишая ее необходимой гибкости и эластичности. Некоторые саксофонисты, наоборот, очень расслабляют мышцы амбушюра, используя при этом еще и так называемый поддув в щеки и под губы. Однако внутренние стенки полости рта должны находиться в естественном состоянии и не раздуваться.
Постановка амбушюра саксофониста
Саксофонисту нужно понять, что ощущение правильного, удобного (сообразного физиологическим особенностям строения и формы своего рта) амбушюра возникает постепенно, после адаптации к конкретному виду мундштука и упругости трости. В работе амбушюра не должно быть “зубного давления” на мышечную “подушку” нижней губы. Губное давление является необходимой предпосылкой к правильной постановке саксофонного амбушюра. Если нижние зубы начинают травмировать красную кайму нижней губы, то это является признаком появления “зубного давления”. В этом случае нужно дать амбушюру отдохнуть, прервав на некоторое время занятия на инструменте.
Собственно, начинать постановку амбушюра саксофонист может и на одном мундштуке (без игры), пользуясь визуальным контролем (глядя в зеркало, с помощью которого можно уловить образную форму амбушюра, состояние подбородка, угол вхождения мундштука в центр мышечного кольца губ относительно осевой линии лица и другие элементы статической постановки).
В условиях извлечения первых, как правило, выдержанных звуков происходит индивидуализация постановки. В этот момент нередко начинают проявляться отклонения от стандартной (статической) постановки, которые следует осторожно устранять. Далее можно приступить к разучиванию коротких мелодических попевок в удобном (среднем) регистре. По мере закрепления двигательных навыков амбушюра, появления в губах силы, выносливости можно усложнять тренировочные упражнения, переходить к освоению крайних регистров инструмента. В любом диапазоне работа амбушюра саксофониста происходит в целом одинаково и не сопровождается заметными внешними изменениями формы, угла наклона мундштука и т. д. Изменяется только степень внутреннего мышечного напряжения амбушюра, уменьшение или увеличение массы губной “подушки”.
Постановка амбушюра неотделима от слухового предслышания качества извлекаемого звука. Мышечная память и слух взаимодействуют одновременно, обеспечивая таким образом необходимое по тембру, динамике и интонации звучание саксофона в различных регистрах. Амбушюр координирует свою работу и с другими отделами исполнительского аппарата саксофониста, объединяясь с ними в сложную цепь звукообразования.
И еще о губах саксофониста
Саксофонисту нужно постоянно следить за состоянием своих губ, оберегать их от различных травм, обветривания. Если нижняя губа нарезается зубами, то можно использовать накладки на зубы из бумаги, ваты, эластичной резиночки или заказать у зубных протезистов специальную накладку.
Не забудьте подписаться на мой телеграм канал «Саксофон для души», где я публикую лучшую саксофоновую музыку со всего мира, а также мелодии с редких оцифрованных виниловых пластинок. Слушайте хорошую музыку везде – дома и в путешествиях! Подпишитесь и наслаждайтесь!