Опубликовано

Что такое амбушюр саксофониста?

Формирование амбушюра саксофониста

При игре на саксофоне наиболее тонкие и сложные действия выполняют определенным образом сформиро­ванные и натренированные губы. Совокупность губных и лицевых мышц, участвующих в звукоизвлечении, и их характерное положение вокруг мундштука с тростью образуют особый физиологический комплекс – амбу­шюр (от франц. слова bouche – рот и emboucher – при­ставлять ко рту). Каждая группа мышц комплекса выполняет присущие только ей функции: одна направле­на на смыкание и втягивание губ внутрь, другая – на их расслабление и расширение ротовой щели. Наибольшая игровая нагрузка ложится на круговую мышцу рта, которая располагается в толще губ и в области их углов.

Формирование амбушюра и развитие его техники является процессом длительным и сложным. Он имеет свои отличительные особенности, которые определяются следующими условиями так называемой стандартной постановки: правильным размещением мундштука на губах; целесообразным положением губ и захватом ими мундштука с тростью; способом подготовки губ к звукоизвлечению и ведению звука; готовностью губ к взаимо­действию с другими компонентами исполнительского аппарата саксофониста.

Удобное положение мундштука с тростью

Одним из первых условий постановки амбушюра является определение удобного положения мундштука с тростью во рту. Это положение зависит от конструк­тивных особенностей и размеров самого мундштука, от анатомо-физиологического строения челюстей, зубов, формы и толщины губ, эластичности отдельных мышц лица саксофониста и т. п.

Угол наклона мундштука по отношению к корпусу саксофониста является оптимальным, если равен при­мерно 60° или немногим больше. Такой угол обеспечи­вает более ровную линию прикуса верхней и нижней челюстей. Попытка саксофониста увеличить оптималь­ный угол наклона путем подъема инструмента вверх приводит, как правило, к резкому, подверженному срыву, звуку. В этом случае происходит излишнее ослабление давления нижней губы на трость. Если же саксофонист слишком опустит инструмент, то угол наклона мундштука уменьшится, а давление нижней губы на трость усилится. Вследствие этого звук стано­вится блеклым, с тенденцией к завышению интонации.

Другое важное условие стандартной постановки ам­бушюра – нахождение центра положения мундштука. Для этого следует правильно отрегулировать длину ремешка так, чтобы вес саксофона сконцентрировался именно на ремешке, а не на нижней губе. Подмундштучная трубка с насаженным на нее мундштуком должна быть хорошо зафиксирована с помощью крепежного винта и во время игры не смещаться в стороны.

Губы саксофониста

В постановке амбушюра необходимо учитывать также глубину захвата губами мундштука, средняя величина которого должна составлять (от края мунд­штука) примерно 1,25 – 1,5 сантиметров. Мундштуки саксофонов сопранино и сопрано требуют более мелкого захвата, а тенора и баритона – более глубокого.

Индивидуальный подход требуется при формирова­нии губ вокруг мундштука и трости. Основной опорой мундштука служат верхние зубы, находящиеся во время игры на его срезе, который в свою очередь плотно окружается верхней губой. Ее усилия направлены на преграждение утечки посылаемой саксофонистом струи воздуха в инструмент, на обеспечение равномерного мышечного давления вокруг мундштука и прижима трости. Не следует подворачивать верхнюю губу под зубы, а также растягивать ее, что иногда делают неопыт­ные исполнители.

Что касается постановки нижней губы, то она отли­чается сложностью и своеобразием. Мундштук берется в рот таким образом, чтобы он был расположен на середи­не нижней губы. Последняя, слегка прикрывая своей красной каймой нижние зубы, но не прижимаясь сильно к зубной дуге, должна быть равномерно собрана к центру в упругую мышечную «подушку». Это необхо­димо для того, чтобы в процессе работы нижней губы (при контакте с вибрирующей тростью) создавалось определенное мышечное напряжение, направленное на сопротивление давлению колеблющейся части трости. Вместе с тем следует несколько расслабить нижнюю челюсть и опустить ее вниз, чтобы создать режим свободного взаимодействия мышечного кольца амбушюра с тростью. Такое положение нижней челюсти придает подбородку гладкую, округлую форму.

Неправильная постановка нижней губы проявляется в том, что в момент атаки звука саксофонист либо забирает губу глубоко под зубы, выпячивает ее чрезмер­но наружу, либо пытается излишне растянуть губы «в улыбке», создавая тем самым условия для увеличения давления зубов на нижнюю губу, лишая ее необходимой гибкости и эластичности. Некоторые саксофонисты, наоборот, очень расслабляют мышцы амбушюра, исполь­зуя при этом еще и так называемый поддув в щеки и под губы. Однако внутренние стенки полости рта должны находиться в естественном состоянии и не раздуваться.

Постановка амбушюра саксофониста

Саксофонисту нужно понять, что ощущение правиль­ного, удобного (сообразного физиологическим особен­ностям строения и формы своего рта) амбушюра возни­кает постепенно, после адаптации к конкретному виду мундштука и упругости трости. В работе амбушюра не должно быть «зубного давления» на мышечную «подуш­ку» нижней губы. Губное давление является необходи­мой предпосылкой к правильной постановке саксофон­ного амбушюра. Если нижние зубы начинают травмиро­вать красную кайму нижней губы, то это является признаком появления «зубного давления». В этом случае нужно дать амбушюру отдохнуть, прервав на некоторое время занятия на инструменте.

Собственно, начинать постановку амбушюра саксо­фонист может и на одном мундштуке (без игры), пользу­ясь визуальным контролем (глядя в зеркало, с помощью которого можно уловить образную форму амбушюра, состояние подбородка, угол вхождения мундштука в центр мышечного кольца губ относительно осевой линии лица и другие элементы статической постановки).

В условиях извлечения первых, как правило, выдержанных звуков происходит индивидуализация постановки. В этот момент нередко начинают прояв­ляться отклонения от стандартной (статической) поста­новки, которые следует осторожно устранять. Далее можно приступить к разучиванию коротких мелодических попевок в удобном (среднем) регистре. По мере закрепления двигательных навыков амбушюра, появле­ния в губах силы, выносливости можно усложнять тренировочные упражнения, переходить к освоению крайних регистров инструмента. В любом диапазоне работа амбушюра саксофониста происходит в целом одинаково и не сопровождается заметными внешними изменениями формы, угла наклона мундштука и т. д. Изменяется только степень внутреннего мышечного напряжения амбушюра, уменьшение или увеличение массы губной «подушки».

Постановка амбушюра неотделима от слухового предслышания качества извлекаемого звука. Мышечная память и слух взаимодействуют одновременно, обеспе­чивая таким образом необходимое по тембру, динамике и интонации звучание саксофона в различных регистрах. Амбушюр координирует свою работу и с другими отде­лами исполнительского аппарата саксофониста, объеди­няясь с ними в сложную цепь звукообразования.

Саксофонисту нужно постоянно следить за состоя­нием своих губ, оберегать их от различных травм, обветривания. Если нижняя губа нарезается зубами, то можно использовать накладки на зубы из бумаги, ваты, эластичной резиночки или заказать у зубных протези­стов специальную накладку.