Техника дыхания саксофониста. Постановка дыхания
В процессе последовательного развития индивидуальной техники игры на саксофоне особое значение имеет постановка профессионального, то есть исполнительского, дыхания.
Профессиональное дыхание саксофониста – это дыхание специфическое: помимо физиологической функции (непрерывного газообмена) оно выполняет функцию своевременной подачи воздуха в инструмент. В основе этого дыхания лежит навык произвольного управления саксофонистом фазами вдоха и выдоха. Обе фазы дыхания взаимосвязаны и протекают в своих особых условиях: быстрый, короткий вдох и продолжительный, равномерный выдох. Основная сложность техники исполнительского дыхания заключается в координации двух дыхательных фаз. Преодолеть эту трудность помогают умелое использование саксофонистом естественной гибкости дыхательной мускулатуры и применение рационального типа дыхания.
Работа дыхательной мускулатуры саксофониста происходит следующим образом. Вдох осуществляется благодаря сокращению диафрагмы и большей части наружных межреберных мышц. Это увеличивает объем грудной клетки и легких. Ведущей мышцей, отвечающей за вдох, является диафрагма. Ее сокращение происходит автономно, чем несколько напоминает работу сердечной мышцы.
Техника дыхания саксофониста. Вдох
При игре на саксофоне вдох производится быстро и бесшумно через углы рта и отчасти через нос. Производя вдох, саксофонисту не следует набирать слишком большую порцию воздуха, чтобы избежать излишнего напряжения дыхательных мышц. * Необходимо также следить за тем, чтобы плечи при вдохе не поднимались. Скорость вдоха должна соответствовать времени, отводимому для смены дыхания: чем меньше пауза, тем быстрее производится вдох, и наоборот. При отсутствии пауз вдох берется максимально быстро без нарушения длительности звуков. Грубой ошибкой в этом случае является пропуск отдельных звуков ради упрощения смены дыхания.
Техника дыхания саксофониста. Выдох
Выдох осуществляется за счет сокращения мышц брюшного пресса, внутренних и отдельных наружных межреберных мышц груди, спины и шеи. При их сокращении грудная клетка и легкие принимают первоначальное положение и часть воздуха из легких выходит.
В зависимости от игровой ситуации саксофонист может произвольно устанавливать необходимую величину дыхательного объема, изменять ритм и характер дыхания. Правильное формирование струи выдыхаемого воздуха является важным элементом индивидуальной техники саксофониста.
Типы дыхания саксофониста
В исполнительской практике саксофонистов наиболее рациональным является применение двух типов дыхания – диафрагмального и грудобрюшного, каждый из которых не только имеет индивидуальное применение, но и взаимно дополняет друг друга.
Диафрагмальный тип дыхания характеризуется активным движением диафрагмы и нижних ребер. Он применяется обычно при игре коротких музыкальных построений или в тех случаях, когда саксофонист располагает для вдоха малым запасом времени. И наоборот – когда времени, отводимого для воспроизведения вдоха, имеется достаточно, то прибегают к глубокому типу дыхания – грудобрюшному, что позволяет без вынужденного перенапряжения исполнять продолжительные музыкальные фразы.
Помимо умелого применения рационального типа дыхания важным для саксофониста является поддержание в режиме выдоха так называемой дыхательной опоры – физического ощущения напряжения мышц.
Чувство опоры локализуется у каждого исполнителя по-своему: в области живота или подложечной области, в боковых мышцах или поясничной части и т. д. Наиболее благоприятным условием для осуществления свободного выдоха является опора на стенки брюшного пресса, которые обладают большей силой, подвижностью и упругостью. При этом чувстве опоры мышцы брюшного пресса, а с ними и диафрагма возможно дольше удерживаются во вдыхательном состоянии и не расслабляются сразу. Выдох становится более плавным, сконцентрированным и продолжительным, что оказывает положительное влияние на качество звукоизвлечения.
Во время игры зона опоры может варьироваться в зависимости от состояния дыхательного аппарата, положения корпуса, эмоционального тонуса саксофониста, характера музыки и т.п.
Овладение техникой профессионального дыхания предполагает соблюдение определенных правил смены дыхания в условиях игры на саксофоне.
Удобство смены дыхания определяется обычно правильным установлением границы фраз, предложений, периодов и т. д. Поэтому смену дыхания целесообразно производить в том месте, где наиболее отчетливо выражена цезура между законченными музыкальными построениями.
Правила смены дыхания при игре на саксофоне
Вот основные правила смены дыхания, которых следует придерживаться саксофонисту в процессе игры:
- Наиболее удобно производить вдох во время пауз. При наличии в музыке большого числа пауз не следует брать дыхание на каждой из них.
- Если паузы отсутствуют, то необходимо использовать остановки на относительно продолжительном звуке.
- При непрерывном движении мелодии, когда отсутствуют паузы и относительно продолжительные звуки, определить цезуру для смены дыхания можно в местах ритмического повторения, смены гармонических функций, контрастных динамических оттенков и регистров (в скачках).
- Не рекомендуется менять дыхание при исполнении различных неаккордовых звуков мелодии: перед задержанием и предъемом, перед проходящим и вспомогательным звуками, после вводного тона.
Невыполнение этих правил может привести к игровому срыву.
Следует избегать также перебора воздуха, когда его неизрасходованный объем пополняется новым запасом кислорода. В этом случае саксофонист начинает задыхаться. Чтобы этого не случилось, нужно перед сменой дыхания удалить излишки воздуха, а в отдельных случаях необходимо прервать игру. Это поможет избежать одышки.
Способы развития техники дыхания саксофонистов
Развитие техники дыхания может осуществляться двумя способами: без инструмента и в процессе игры на нем.
Первый способ имеет вспомогательный характер. Он основан на выполнении саксофонистом различных комплексов общефизических и специальных дыхательных упражнений, благоприятно способствующих общему жизненному тонусу организма и укреплению дыхательного аппарата. Особенно полезны занятия дыхательной гимнастикой начинающему саксофонисту, которые дают ему возможность быстрее приобрести навык сознательного контроля за частотой и глубиной вдоха, соотношением продолжительности вдоха и выдоха, степенью напряжения зоны дыхательной опоры. Кроме того, с помощью дыхательных упражнений можно быстро добиться успокоения нервной системы, снятия волнения, расслабления игрового аппарата и т. п.
Хорошее влияние на развитие дыхательной мускулатуры оказывают занятия такими видами спорта, как бег, лыжи, коньки. Особенно благоприятным для развития мышц, участвующих в выдохе, является занятие плаванием, где, как и при игре на духовом инструменте, производится быстрый и глубокий вдох и относительно продолжительный выдох с сопротивлением (в воду).
Второй способ, с помощью которого развивается техника дыхания, является основным. Он характеризуется систематической игрой продолжительных звуков в различных динамических оттенках, а также исполнением музыки медленного характера.
Не забудьте подписаться на мой телеграм канал «Саксофон для души», где я публикую лучшую саксофоновую музыку со всего мира, а также мелодии с редких оцифрованных виниловых пластинок. Слушайте хорошую музыку везде – дома и в путешествиях! Подпишитесь и наслаждайтесь!