Опубликовано

Дыхание саксофониста. Как правильно дышать, играя на саксофоне?

Техника дыхания саксофониста. Постановка дыхания

В процессе последовательного развития индивидуаль­ной техники игры на саксофоне особое значение имеет постановка профессионального, то есть исполнительско­го, дыхания.

Профессиональное дыхание саксофониста – это дыхание специфическое: помимо физиологической функции (непрерывного газообмена) оно выполняет функцию своевременной подачи воздуха в инструмент. В основе этого дыхания лежит навык произвольного управления саксофонистом фазами вдоха и выдоха. Обе фазы дыхания взаимосвязаны и протекают в своих особых условиях: быстрый, короткий вдох и продолжи­тельный, равномерный выдох. Основная сложность техники исполнительского дыхания заключается в координации двух дыхательных фаз. Преодолеть эту трудность помогают умелое использование саксофо­нистом естественной гибкости дыхательной мускула­туры и применение рационального типа дыхания.

Работа дыхательной мускулатуры саксофониста происходит следующим образом. Вдох осуществляется благодаря сокращению диафрагмы и большей части наружных межреберных мышц. Это увеличивает объем грудной клетки и легких. Ведущей мышцей, отвеча­ющей за вдох, является диафрагма. Ее сокращение происходит автономно, чем несколько напоминает работу сердечной мышцы.

Техника дыхания саксофониста. Вдох

При игре на саксофоне вдох производится быстро и бесшумно через углы рта и отчасти через нос. Производя вдох, саксофонисту не следует набирать слишком большую порцию воздуха, чтобы избежать излишнего напряжения дыхательных мышц. * Необходимо также следить за тем, чтобы плечи при вдохе не поднимались. Скорость вдоха должна соответствовать времени, отводимому для смены дыхания: чем меньше пауза, тем быстрее производится вдох, и наоборот. При отсутствии пауз вдох берется максимально быстро без нарушения длительности звуков. Грубой ошибкой в этом случае является пропуск отдельных звуков ради упрощения смены дыхания.

Техника дыхания саксофониста. Выдох

Выдох осуществляется за счет сокращения мышц брюшного пресса, внутренних и отдельных наружных межреберных мышц груди, спины и шеи. При их сокра­щении грудная клетка и легкие принимают первона­чальное положение и часть воздуха из легких выходит.

В зависимости от игровой ситуации саксофонист может произвольно устанавливать необходимую вели­чину дыхательного объема, изменять ритм и характер дыхания. Правильное формирование струи выдыхаемого воздуха является важным элементом индивидуальной техники саксофониста.

Типы дыхания саксофониста

В исполнительской практике саксофонистов наибо­лее рациональным является применение двух типов дыхания – диафрагмального и грудобрюшного, каждый из которых не только имеет индивидуальное примене­ние, но и взаимно дополняет друг друга.

Диафрагмальный тип дыхания характеризуется активным движением диафрагмы и нижних ребер. Он применяется обычно при игре коротких музыкальных построений или в тех случаях, когда саксофонист располагает для вдоха малым запасом времени. И наоборот – когда времени, отводимого для воспроизве­дения вдоха, имеется достаточно, то прибегают к глубо­кому типу дыхания – грудобрюшному, что позволяет без вынужденного перенапряжения исполнять продол­жительные музыкальные фразы.

Помимо умелого применения рационального типа дыхания важным для саксофониста является поддержа­ние в режиме выдоха так называемой дыхательной опоры – физического ощущения напряжения мышц.

Чувство опоры локализуется у каждого исполнителя по-своему: в области живота или подложечной области, в боковых мышцах или поясничной части и т. д. Наибо­лее благоприятным условием для осуществления свободного выдоха является опора на стенки брюшного пресса, которые обладают большей силой, подвижностью и упругостью. При этом чувстве опоры мышцы брюшного пресса, а с ними и диафрагма возможно дольше удержи­ваются во вдыхательном состоянии и не расслабляются сразу. Выдох становится более плавным, сконцентриро­ванным и продолжительным, что оказывает положитель­ное влияние на качество звукоизвлечения.

Во время игры зона опоры может варьироваться в зависимости от состояния дыхательного аппарата, положения корпуса, эмоционального тонуса саксофонис­та, характера музыки и т. п.

Овладение техникой профессионального дыхания предполагает соблюдение определенных правил смены дыхания в условиях игры на саксофоне.

Удобство смены дыхания определяется обычно правильным установлением границы фраз, предложе­ний, периодов и т. д. Поэтому смену дыхания целесооб­разно производить в том месте, где наиболее отчетливо выражена цезура между законченными музыкальными построениями.

Правила смены дыхания при игре на саксофоне

Вот основные правила смены дыхания, которых следует придерживаться саксофонисту в процессе игры:

  1. Наиболее удобно производить вдох во время пауз. При наличии в музыке большого числа пауз не следует брать дыхание на каждой из них.
  2. Если паузы отсутствуют, то необходимо использо­вать остановки на относительно продолжительном звуке.
  3. При непрерывном движении мелодии, когда отсутствуют паузы и относительно продолжительные звуки, определить цезуру для смены дыхания можно в местах ритмического повторения, смены гармонических функций, контрастных динамических оттенков и регист­ров (в скачках).
  4. Не рекомендуется менять дыхание при исполне­нии различных неаккордовых звуков мелодии: перед задержанием и предъемом, перед проходящим и вспомо­гательным звуками, после вводного тона.

Невыполнение этих правил может привести к игро­вому срыву.

Следует избегать также перебора воздуха, когда его неизрасходованный объем пополняется новым запасом кислорода. В этом случае саксофонист начинает зады­хаться. Чтобы этого не случилось, нужно перед сменой дыхания удалить излишки воздуха, а в отдельных случаях необходимо прервать игру. Это поможет избе­жать одышки.

Способы развития техники дыхания саксофонистов

Развитие техники дыхания может осуществляться двумя способами: без инструмента и в процессе игры на нем.

Первый способ имеет вспомогательный характер. Он основан на выполнении саксофонистом различных комплексов общефизических и специальных дыхатель­ных упражнений, благоприятно способствующих обще­му жизненному тонусу организма и укреплению дыха­тельного аппарата. Особенно полезны занятия дыхатель­ной гимнастикой начинающему саксофонисту, которые дают ему возможность быстрее приобрести навык сознательного контроля за частотой и глубиной вдоха, соотношением продолжительности вдоха и выдоха, степенью напряжения зоны дыхательной опоры. Кроме того, с помощью дыхательных упражнений можно быстро добиться успокоения нервной системы, снятия волнения, расслабления игрового аппарата и т. п.

Хорошее влияние на развитие дыхательной муску­латуры оказывают занятия такими видами спорта, как бег, лыжи, коньки. Особенно благоприятным для разви­тия мышц, участвующих в выдохе, является занятие плаванием, где, как и при игре на духовом инструменте, производится быстрый и глубокий вдох и относительно продолжительный выдох с сопротивлением (в воду).

Второй способ, с помощью которого развивается техника дыхания, является основным. Он характеризу­ется систематической игрой продолжительных звуков в различных динамических оттенках, а также исполне­нием музыки медленного характера.