В основе аппликатурной точности лежит способность саксофониста применять рациональную, то есть наиболее удобную, экономную аппликатуру и увязывать ее с исполняемой музыкой.

Основная и вспомогательная аппликатура для саксофона
Обычно при игре на саксофоне активно используют два вида аппликатуры – основную и вспомогательную. Под основной аппликатурой понимают такую аппликатуру, которая в наибольшей степени отвечает требованиям качественного звукоизвлечения, естественного образования хроматического звукоряда и логичного движения пальцев. К вспомогательной аппликатуре относятся те аппликатурные комбинации, которые образуются либо с помощью замены одной аппликатуры другой, отличающейся существенно от основной, либо при частичном добавлении к основной аппликатуре дополнительных клапанов и рычагов. Аппликатура саксофона имеет свои условные обозначения, которые выставляются по мере необходимости в нотном тексте (см. рис. выше).
Применение вспомогательной аппликатуры преследует, по крайней мере, четыре главные цели:
- Облегчение игры технически сложных переходов.
- Корректировку звуковысотной интонации.
- Исполнение мелодических украшений (трелей, тремоло, форшлагов и т. п), особых эффектов (клапанного вибрато, глиссандо).
- Извлечение интервалов, выходящих за рамки темперированного строя (четвертьтоновой альтерации, многозвучий), нетрадиционных приемов.
С самого начала занятий на саксофоне исполнителю нужно тщательно изучить, а затем и осмысленно применять в игре так называемую аппликатуру одних и тех же звуков.
Например, в хроматическом переходе и при игре трели фа – фа-диез, особенно в быстром темпе, лучше использовать вспомогательный клапан (Tf):

Для исполнения звуков си-бемоль первой и второй октавы саксофонист располагает пятью способами. Наиболее активно используется способ (Р), так как обеспечивает большую устойчивость интонации, плавность и независимость переходов от звука си-бемоль к различным интервалам, например:

Однако для исполнения трели ля – си-бемоль, а также при игре хроматической гаммы необходимо применять аппликатуру Та. При переходах со звуков фа, соль-бемоль первой и второй октавы на звук си-бемоль (или же обратно) аппликатурные неудобства устраняются, если воспользоваться способом 1/4 или 1/5.
Аппликатуру Тс, как правило, используют для исполнения трели си – до и в быстрых пассажах, когда звук до второй и третьей октавы является вспомогательным.

Наиболее удобной для исполнения вспомогательного звука ре и трели до – ре второй и третьей октавы будет аппликатура С2, а при переходах от звука до к звуку фа третьей октавы заменяют основную аппликатуру звука фа – С4 на вспомогательную Х.
Благодаря наличию в механике саксофона передаточного соединения между клапаном G# и клавишами С#, Н и В можно без подъема левого мизинца с клавиш этих нижних звуков легко преодолеть неудобные скачки в мелодии, как, например:

Применяя ту или иную аппликатуру одних и тех же звуков, необходимо придерживаться следующих закономерностей:
- При подвижных или быстрых темпах стремиться избегать неудобных аппликатурных комбинаций и добиваться большей ровности в пассажах.
- В кантиленной музыке, где характер переходов выражается более ясно, следует стремиться к сглаживанию интонационных недостатков, достижению выразительной фразировки, не допуская при этом ненужных толчков, связанных со сменой аппликатурной комбинации.
В целом выбор того или иного аппликатурного приема предполагает осмысленный и творческий подход. А хорошие знания аппликатурных, а также и интонационных особенностей своего инструмента помогут саксофонисту успешнее решить стоящие перед ним технологические задачи.
Аппликатура (от лат. applico) — приклад: твердо, прижимаю. Способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах.
Не забудьте подписаться на мой телеграм канал «Саксофон для души», где я публикую лучшую саксофоновую музыку со всего мира, а также мелодии с редких оцифрованных виниловых пластинок. Слушайте хорошую музыку везде – дома и в путешествиях! Подпишитесь и наслаждайтесь!