Опубликовано

Аппликатура для саксофона

В основе аппликатурной точности лежит способность саксофониста применять рациональную, то есть наибо­лее удобную, экономную аппликатуру и увязывать ее с исполняемой музыкой.

Аппликатура для саксофона
Условные обозначения клапанно-рычажного механизма саксофона

Основная и вспомогательная аппликатура для саксофона

Обычно при игре на саксофоне активно используют два вида аппликатуры — основную и вспомогательную. Под основной аппликатурой понимают такую аппликату­ру, которая в наибольшей степени отвечает требованиям качественного звукоизвлечения, естественного образо­вания хроматического звукоряда и логичного движения пальцев. К вспомогательной аппликатуре относятся те аппликатурные комбинации, которые образуются либо с помощью замены одной аппликатуры другой, отличающейся существенно от основной, либо при частичном добавлении к основной аппликатуре дополнительных клапанов и рычагов. Аппликатура саксофона имеет свои условные обозначения, которые выставляются по мере необходимости в нотном тексте (см. рис. выше).

Применение вспомогательной аппликатуры пресле­дует, по крайней мере, четыре главные цели:

  1. Облегчение игры технически сложных переходов.
  2. Корректировку звуковысотной интонации.
  3. Исполнение мелодических украшений (трелей, тремоло, форшлагов и т. п), особых эффектов (клапанного вибрато, глиссандо).
  4. Извлечение интервалов, выходящих за рамки темперированного строя (четвертьтоновой альтерации, многозвучий), нетрадиционных приемов.

С самого начала занятий на саксофоне исполнителю нужно тщательно изучить, а затем и осмысленно приме­нять в игре так называемую аппликатуру одних и тех же звуков.

Например, в хроматическом переходе и при игре трели фафа-диез, особенно в быстром темпе, лучше использовать вспомогательный клапан (Tf):

Аппликатура для саксофона

Для исполнения звуков си-бемоль первой и второй октавы саксофонист располагает пятью способами. Наиболее активно используется способ (Р), так как обеспечивает большую устойчивость интонации, плавность и независимость переходов от звука си-бемоль к различ­ным интервалам, например:

Аппликатура для саксофона

Однако для исполнения трели ля – си-бемоль, а также при игре хроматической гаммы необходимо применять аппликатуру Та. При переходах со звуков фа, соль-бемоль первой и второй октавы на звук си-бемоль (или же обратно) аппликатурные неудобства устраня­ются, если воспользоваться способом 1/4 или 1/5.

Аппликатуру Тс, как правило, используют для исполнения трели си – до и в быстрых пассажах, когда звук до второй и третьей октавы является вспомогатель­ным.

Аппликатура для саксофона

Наиболее удобной для исполнения вспомогатель­ного звука ре и трели до – ре второй и третьей октавы будет аппликатура С2, а при переходах от звука до к звуку фа третьей октавы заменяют основную аппликату­ру звука фа – С4 на вспомогательную Х.

Благодаря наличию в механике саксофона переда­точного соединения между клапаном G# и клавишами С#, Н и В можно без подъема левого мизинца с клавиш этих нижних звуков легко преодолеть неудобные скачки в мелодии, как, например:

Аппликатура для саксофона

Применяя ту или иную аппликатуру одних и тех же звуков, необходимо придерживаться следующих зако­номерностей:

  1. При подвижных или быстрых темпах стремиться избегать неудобных аппликатурных комбинаций и добиваться большей ровности в пассажах.
  2. В кантиленной музыке, где характер переходов выражается более ясно, следует стремиться к сглажива­нию интонационных недостатков, достижению вырази­тельной фразировки, не допуская при этом ненужных толчков, связанных со сменой аппликатурной комбина­ции.

В целом выбор того или иного аппликатурного приема предполагает осмысленный и творческий под­ход. А хорошие знания аппликатурных, а также и интонационных особенностей своего инструмента помогут саксофонисту успешнее решить стоящие перед ним технологические задачи.

Аппликатура (от лат. applico) — приклад: твердо, прижимаю. Способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкаль­ном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах.