С момента атаки и до своего окончания звук претерпевает изменения в акустических характеристиках (динамике, тембре, интонации), а фаза его затухания подготавливает условия для атаки последующего звука. Атака звука, его развитие, окончание и соединение с другим звуком определяется в своей совокупности понятием “штрих” (от немецкого слова Strich – черта, линия). В нотной записи штрихи отмечаются различными условными графическими знаками в виде лиг, точек, черточек, заостренных клиньев и т. п., а также соответствующими словами.
В зависимости от вида атаки звука штрихи объединяются в группы.
Первая группа штрихов, исполняемых твердой атакой звука
Первую группу составляют штрихи, исполняемые твердой атакой звука.
Détасhé (от франц. detacher – отделять) – самый употребительный штрих, для выполнения которого характерна энергичная, четкая атака, но без резких толчков языка, и полностью выдержанная длительность звука. Обычно в нотном тексте не имеет никаких обозначений.
Маrсatо (подчеркивая) – особенностью этого штриха является резкое, акцентированное начало звука с последующим ослаблением его интенсивности ведения. Обозначается в нотах акцентами (вилками) или же словом marcato.
Staccato (отрывисто) – прием исполнения отрывистых, с резким отделением друг от друга звуков. В нотной записи обозначается точками, стоящими над или под нотой.
Маrtelé (от франц. marteler – отбивать, ударять, молотить) – прием исполнения с помощью четкой акцентированной атаки; при этом звуки выдерживаются до конца их затухания. Обозначается штрих клинышком, обращенным острием вверх или вниз.
Вторая группа штрихов, требующих при звукоизвлечении мягкой атаки
Вторая группа включает штрихи, требующие при звукоизвлечении мягкой атаки.
Nоn legato (не связанно) – смягченное исполнение звуков при незначительном сокращении их протяженности. Обозначается в нотах точками под лигой.
Роrtatо (от итал. portare – нести) исполняется предельно мягкой атакой при максимальном выдерживании длительности звуков и плавном соединении их в переходах. Обозначается продольной черточкой.
Legato (связно) – прием связанного исполнения звуков, при котором атака производится лишь в начале первого звука. Остальные звуки извлекаются на едином дыхании, требуя при этом от саксофониста плавности и ровности соединения их между собой. Этот штрих графически обозначается в нотном тексте дугообразной линией.
Изменяя характер атаки первого звука штриха (мягко, твердо, маркированно и т. п.) и плавность связывания последующих звуков, можно получить разновидности legato. Хорошее плавное legato формируется в том случае, если завершение одного и начало другого залигованного звука совпадают по динамике и тембру. Необходимым условием при этом является точная координация саксофонистом движения пальцев.
Особая группа штрихов
Особая, колористическая, группа штрихов, немногочисленная по своему составу, требует при звукоизвлечении сложных действий артикуляционного аппарата, чем и представляет для саксофониста определенную техническую трудность.
Frullato (от итал. frullare – вращаться) осуществляется при помощи тремолирования кончика и стенки языка в области твердого нёба рта. В результате этого действия создается эффект грассирующей гласной р или ее сочетаний типа тррррр, хррррр, фррррр. В нотной записи обозначается словом frullato или нотой с трижды перечеркнутым штилем.
Двойное staccato – один из сложных штриховых приемов игры, для которого характерно применение вспомогательной атаки звука. Достигается этот штрих за счет предельно быстрого движения языка с артикуляцией сразу двух слогов ту – ку (в отличии от воспроизведения простого staccato на ту). В нотном тексте двойное staccato специального графического оформления не имеет.
В литературе для саксофона часто встречаются различные комбинации основных штрихов и их элементов: détaché и legato, portato и staccato и т. д. Подобные разнохарактерные сочетания относятся к группе так называемых комбинированных штрихов. Основным условием их ясного “произношения” является устойчивое владение каждым штрихом в отдельности, четким согласованием движений языка с работой пальцев и дыханием.
Рекомендации саксофонисту на начальной стадии обучения
В начальный период индивидуальной работы над штриховой техникой рекомендуется сначала изучать штрихи, выполняемые твердой атакой звука, затем – с помощью мягкой атаки. И только по мере их усвоения следует переходить к выполнению сложных штриховых элементов.
Основные требования в повседневной работе над штрихами
В повседневной работе над штрихами целесообразно придерживаться следующих основных требований:
- Работать над приемами следует регулярно, используя в игре различные метроритмические и динамические варианты.
- При развитии штриховых навыков исходить из артикуляционных особенностей выполнения атаки звука, строго контролируя его интонационную точность, силу и тембр.
- Уделять внимание выразительной функции штриха, добиваясь при работе над каждым из них художественной завершенности звучания.
- Наряду с изучением типовых штрихов работать над различными их сочетаниями.
- Добиваться тесного взаимодействия каждого штрихового приема с работой пальцев, амбушюра, дыхания при контроле слуха.
- Штриховые особенности мелодии увязывать с необходимыми средствами выразительности.
Выполнение указанных принципов способствует последовательному развитию исходных звукомоторных навыков и штриховой исполнительской культуры в целом. Развитию штрихового мастерства активно поможет изучение такого музыкального материала, как гаммы, упражнения и этюды.
Не забудьте подписаться на мой телеграм канал «Саксофон для души», где я публикую лучшую саксофоновую музыку со всего мира, а также мелодии с редких оцифрованных виниловых пластинок. Слушайте хорошую музыку везде – дома и в путешествиях! Подпишитесь и наслаждайтесь!