Опубликовано

Саксофон: основные штрихи и особенности их исполнения

С момента атаки и до своего окончания звук претерпе­вает изменения в акустических характеристиках (дина­мике, тембре, интонации), а фаза его затухания подго­тавливает условия для атаки последующего звука. Атака звука, его развитие, окончание и соединение с другим звуком определяется в своей совокупности понятием “штрих” (от немецкого слова Strich – черта, линия). В нотной записи штрихи отмечаются различными условными графическими знаками в виде лиг, точек, черточек, заостренных клиньев и т. п., а также соответ­ствующими словами.

В зависимости от вида атаки звука штрихи объеди­няются в группы.

Первая группа штрихов, исполняемых твердой атакой звука

Первую группу составляют штрихи, исполняе­мые твердой атакой звука.

Détасhé (от франц. detacher – отделять) – самый употребительный штрих, для выполнения которого характерна энергичная, четкая атака, но без резких толчков языка, и полностью выдержанная длительность звука. Обычно в нотном тексте не имеет никаких обо­значений.

Маrсatо (подчеркивая) – особенностью этого штриха является резкое, акцентированное начало звука с последующим ослаблением его интенсивности веде­ния. Обозначается в нотах акцентами (вилками) или же словом marcato.

Staccato (отрывисто) – прием исполнения отры­вистых, с резким отделением друг от друга звуков. В нотной записи обозначается точками, стоящими над или под нотой.

Маrtelé (от франц. marteler – отбивать, ударять, молотить) – прием исполнения с помощью четкой акцентированной атаки; при этом звуки выдерживаются до конца их затухания. Обозначается штрих клиныш­ком, обращенным острием вверх или вниз.

Вторая группа штрихов, требующих при звукоизвлечении мягкой атаки

Вторая группа включает штрихи, требующие при звукоизвлечении мягкой атаки.

Nоn legato (не связанно) – смягченное исполне­ние звуков при незначительном сокращении их протя­женности. Обозначается в нотах точками под лигой.

Роrtatо (от итал. portare – нести) исполняется предельно мягкой атакой при максимальном выдержи­вании длительности звуков и плавном соединении их в переходах. Обозначается продольной черточкой.

Legato (связно) – прием связанного исполнения звуков, при котором атака производится лишь в начале первого звука. Остальные звуки извлекаются на едином дыхании, требуя при этом от саксофониста плавности и ровности соединения их между собой. Этот штрих графически обозначается в нотном тексте дугообразной линией.

Изменяя характер атаки первого звука штриха (мягко, твердо, маркированно и т. п.) и плавность связывания последующих звуков, можно получить разновидности legato. Хорошее плавное legato формиру­ется в том случае, если завершение одного и начало другого залигованного звука совпадают по динамике и тембру. Необходимым условием при этом является точная координация саксофонистом движения пальцев.

Особая группа штрихов

Особая, колористическая, группа штри­хов, немногочисленная по своему составу, требует при звукоизвлечении сложных действий артикуляционного аппарата, чем и представляет для саксофониста определенную техническую трудность.

Frullato (от итал. frullare – вращаться) осуществ­ляется при помощи тремолирования кончика и стенки языка в области твердого нёба рта. В результате этого действия создается эффект грассирующей гласной р или ее сочетаний типа тррррр, хррррр, фррррр. В нотной записи обозначается словом frullato или нотой с трижды перечеркнутым штилем.

Двойное staccato – один из сложных штрихо­вых приемов игры, для которого характерно примене­ние вспомогательной атаки звука. Достигается этот штрих за счет предельно быстрого движения языка с артикуляцией сразу двух слогов ту – ку (в отличии от воспроизведения простого staccato на ту). В нотном тексте двойное staccato специального графического оформления не имеет.

В литературе для саксофона часто встречаются различные комбинации основных штрихов и их элемен­тов: détaché и legato, portato и staccato и т. д. Подобные разнохарактерные сочетания относятся к группе так называемых комбинированных штрихов. Основным условием их ясного “произношения” является устойчи­вое владение каждым штрихом в отдельности, четким согласованием движений языка с работой пальцев и дыханием.

Рекомендации саксофонисту на начальной стадии обучения

В начальный период индивидуальной работы над штриховой техникой рекомендуется сначала изучать штрихи, выполняемые твердой атакой звука, затем – с помощью мягкой атаки. И только по мере их усвоения следует переходить к выполнению сложных штриховых элементов.

Основные требования в повседневной работе над штрихами

В повседневной работе над штрихами целесообразно придерживаться следующих основных требований:

  1. Работать над приемами следует регулярно, ис­пользуя в игре различные метроритмические и динами­ческие варианты.
  2. При развитии штриховых навыков исходить из артикуляционных особенностей выполнения атаки звука, строго контролируя его интонационную точность, силу и тембр.
  3. Уделять внимание выразительной функции штриха, добиваясь при работе над каждым из них художественной завершенности звучания.
  4. Наряду с изучением типовых штрихов работать над различными их сочетаниями.
  5. Добиваться тесного взаимодействия каждого штрихового приема с работой пальцев, амбушюра, дыхания при контроле слуха.
  6. Штриховые особенности мелодии увязывать с необходимыми средствами выразительности.

Выполнение указанных принципов способствует последовательному развитию исходных звукомоторных навыков и штриховой исполнительской культуры в целом. Развитию штрихового мастерства активно помо­жет изучение такого музыкального материала, как гаммы, упражнения и этюды.

Не забудьте подписаться на мой телеграм канал «Саксофон для души», где я публикую лучшую саксофоновую музыку со всего мира, а также мелодии с редких оцифрованных виниловых пластинок. Слушайте хорошую музыку везде – дома и в путешествиях!  Подпишитесь и наслаждайтесь!