При игре на саксофоне начало извлечения звука осуществляется различными способами, связанными с одновременным движением языка и выдыхаемой воздушной струей. Этот начальный момент звукоизвлечения называется атакой звука. Атаке саксофонист должен придавать особое значение, так как она характеризует индивидуальную исполнительскую манеру произнесения звука.
Атака звука обеспечивается активной работой целой группы мышц языка, которые при своем сокращении изменяют конфигурацию языка: делают его плоским или утолщенным, расслабленным или плотным.
Перед началом извлечения звука язык находится в переднем положении, касаясь внутренней стороной мышечной «подушки» нижней губы, а верхней частью – трости.
При начальном моменте звукоизвлечения используются три основных вида атаки: твердая, мягкая и вспомогательная атака.
Работа над атакировкой начинается с освоения твердой атаки, которая является основой техники выполнения других видов атаки. При извлечении звука твердой атакой у саксофониста должно возникнуть ощущение быстрого, энергичного отталкивания передней части языка от площадки трости вниз и чуть назад. Момент атакировки станет четким, если саксофонист сможет сымитировать фонетически ясное произнесение слога ту.
При мягкой атаке язык отводится от вибрирующей части трости более смягченным, плавным движением, чем при твердой атакировке. Поэтому и посыл воздушной струи в мундштук становится спокойным, ненапористым. Артикуляционный аппарат (язык, губы, ротовая полость и гортань) «настраиваются» в это время на произнесение слога ду.
Вспомогательный способ атаки осуществляется саксофонистом в целом в режиме твердой атаки, Однако в этом случае язык действует несколько необычно: он соприкасается задней частью спинки с нёбом. Артикулируется же исходный звук с помощью слога ку.
Таким образом, выбор слогов зависит от получения желаемого звукового результата. Причем следующая за согласной гласная буква будет для всех способов атаки одинаковой: а – для нижнего регистра, у – для среднего, и – для верхнего.
Конечно, надежная атака звука во многом зависит от способности саксофониста своевременно и верно предслышать внутренним слухом необходимый характер воспроизведения звука, быстро настроить мышечную память на произнесение нужных слогов.