Опубликовано

Когда саксофон звучит правильно?

Атака звука саксофониста

При игре на саксофоне начало извлечения звука осу­ществляется различными способами, связанными с одновременным движением языка и выдыхаемой воздушной струей. Этот начальный момент звукоизвлечения называется атакой звука. Атаке саксофонист должен придавать особое значение, так как она характе­ризует индивидуальную исполнительскую манеру произнесения звука.

Атака звука обеспечивается активной работой целой группы мышц языка, которые при своем сокращении изменяют конфигурацию языка: делают его плоским или утолщенным, расслабленным или плотным.

Перед началом извлечения звука язык находится в переднем положении, касаясь внутренней стороной мышечной “подушки” нижней губы, а верхней частью – трости.

При начальном моменте звукоизвлечения использу­ются три основных вида атаки: твердая, мягкая и вспо­могательная атака.

Работа над атакировкой начинается с освоения твердой атаки, которая является основой техники выполнения других видов атаки. При извлечении звука твердой атакой у саксофониста должно возникнуть ощущение быстрого, энергичного отталкивания перед­ней части языка от площадки трости вниз и чуть назад. Момент атакировки станет четким, если саксофонист сможет сымитировать фонетически ясное произнесение слога ту.

При мягкой атаке язык отводится от вибрирую­щей части трости более смягченным, плавным движе­нием, чем при твердой атакировке. Поэтому и посыл воздушной струи в мундштук становится спокойным, ненапористым. Артикуляционный аппарат (язык, губы, ротовая полость и гортань) “настраиваются” в это время на произнесение слога ду.

Вспомогательный способ атаки осуществля­ется саксофонистом в целом в режиме твердой атаки, Однако в этом случае язык действует несколько необыч­но: он соприкасается задней частью спинки с нёбом. Артикулируется же исходный звук с помощью слога ку.

Таким образом, выбор слогов зависит от получения желаемого звукового результата. Причем следующая за согласной гласная буква будет для всех способов атаки одинаковой: а – для нижнего регистра, у – для сред­него, и – для верхнего.

Конечно, надежная атака звука во многом зависит от способности саксофониста своевременно и верно предслышать внутренним слухом необходимый харак­тер воспроизведения звука, быстро настроить мышеч­ную память на произнесение нужных слогов.

Звукоизвлечение на саксофоне без помощи языка

На саксофоне возможно звукоизвлечение и без помощи языка. Этот способ атаки, близкий к мягкой атакировке, относится к нетрадиционным выразитель­ным средствам и, как правило, применяется в джазовом исполнительстве. В основе этого способа лежит или плавное поступательное движение воздуха в мундштук, или, наоборот, резкое, форсированное.

Основой для развития техники языка должно стать овладение саксофонистом четкой атакой на слоге ту. Наиболее легкими для начальной атакировки являются звуки си, ля и соль первой октавы. Эти звуки обычно играют в одной динамике и на ровном дыхании, внимательно следя за их интонационной устойчивостью и качеством тона.

Закрепление этого первоначального исполнительского навыка может осуществляться на основе работы над специальным упражнением. Упражнение есть в учебнике Владимира Дмитриевича Иванова.

Правильная, ясная атакировка выполняется нена­пряженным языком, толчок от трости которого должен совпадать с началом подачи воздуха в мундштук.

Не забудьте подписаться на мой телеграм канал «Саксофон для души», где я публикую лучшую саксофоновую музыку со всего мира, а также мелодии с редких оцифрованных виниловых пластинок. Слушайте хорошую музыку везде – дома и в путешествиях!  Подпишитесь и наслаждайтесь!