Опубликовано

Вибрато на саксофоне

Развитие навыка вибрато

Для игры на саксофоне весьма характерно использова­ние приема вибрато. Оно придает звучанию инструмента живой, эмоционально насыщенный колорит, повышает выразительную, особенно кантиленную, сторону звуковедения, приближая тем самым тон саксофона к вокалу.

В арсенале выразительных средств саксофониста вибрато не является неким природным феноменом, оно приобретается в результате продуманной технической тренировки так же, как и другие штриховые приемы игры.

Развитие навыка вибрато начинается со слушания художественного исполнения музыки для саксофона мастерами (в концерте, в записи и т.п.), в результате чего складывается слуховое представление об эстетиче­ском «идеале» вибрато: его соответствии определенно­му звукообразу, стилю исполняемой музыки и т. д. К работе над вибрато следует приступать лишь после приобретения устойчивого навыка извлечения хорошего полноценного тона, особенно выдержанных звуков и плавного legato.

С точки зрения музыкальной акустики прием вибрато разделяется на вибрато высоты, громкости и тембра. Саксофонное вибрато обусловлено одновремен­ным изменением высоты и громкости звука. Графически вибрато можно представить в виде кривой, очерченной равномерным колебанием маятника и наглядно показы­вающей разброс по частоте до четвертитона, а по разма­ху громкости – до 8 децибел. В этой связи следует заметить, что при восприятии вибрато яснее слышится верхний звук размаха и Меньше – нижний.

Лучше всего использовать в игре на саксофоне умеренное вибрато с частотой порядка 5-6 кол/сек. Более частое вибрато, как убеждает практика, придает звучанию инструмента менее выразительный, скорее “назойливый” характер. Медленно воспроизводимое вибрато, создающее особый эффект “качания” звука в нижнем и среднем регистрах саксофона, характерно для исполнения определенного настроения джазовой музы­ки. Частота вибрато зависит во многом от характера исполняемой музыки, ее стиля, темпа, агогики, а также от индивидуального музыкального вкуса и исполни­тельской манеры саксофониста.

Нижняя челюсть при вибрато

Вибрато связано в первую очередь с движением нижней челюсти. Большую роль играет формирование навыка произвольного управления сокращением так называемой жевательной мышцы, которая обусловлива­ет поднятие и опускание нижней челюсти, а также выдвижение ее вперед. С учетом этого надо с самого начала постановки вибрато сконцентрировать внимание на ощущении двигательной свободы челюсти, на скоро­сти движения и силе ее давления на нижнюю губу. Для этого можно использовать упражнения на продолжи­тельных звуках среднего регистра с указаниями в нотах ритма пульсации вибрато. Упражнения на вибрато можно найти в этих учебниках

На данной стадии работы саксофонисту не следует бояться неравномерных, а порой и резких изменений скорости колебания звука. Челюсть следует опускать и поднимать (прижимать к губе) медленно и спокойно, следя за правильным и ровным размахом вибрато. Неоднократное повторение подобных упражнений приведет к непроизвольному движению челюсти, что позволит перейти к игре упражнений, построенных на чередовании различных метров и ритмов, динамических оттенков.

Вспомогательные средства

В качестве вспомогательного средства можно реко­мендовать использовать метроном, поставив его на отметку ММ – 60 соответственно метроритмическому рисунку, указанному в нотном тексте: с двумя, тремя колебаниями на каждый щелчок (звонок) и т. д. По мере освоения навыка можно увеличивать темп движения (ММ – 90) и переходить к игре восходящего и нисходя­щего диатонического звукоряда. Лучше осуществлять это на гаммах соль, фа, до мажор.

Дальнейшее выравнивание размаха вибрато, а значит и автоматизации навыка, происходит за счет подключения к вертикальному движению (прижиму трости) нижней губы. В систему формирования первона­чальных навыков техники вибрато рекомендуется включать упражнения на плавное соединение звуков в нижнем, а затем и в верхнем регистре, чередуя с игрой в среднем регистре. Здесь особенно важен слуховой контроль за качеством и характером размаха вибрато. Со временем навыки, полученные в результате детали­зированных упражнений, объединятся в целостный двигательный прием, обеспечивающий равномерное, хорошо управляемое вибрато.

В конечном счете вибрато нужно по возможности приближать к вокальному звуковедению, а его примене­ние должно быть художественно оправданным и эмоцио­нально прочувствованным.

Таким образом, освоение вибрато во многом будет способствовать обогащению индивидуальной техники саксофониста и в итоге создаст условия для достижения более высоких художественных результатов.

Не забудьте подписаться на мой телеграм канал «Саксофон для души», где я публикую лучшую саксофоновую музыку со всего мира, а также мелодии с редких оцифрованных виниловых пластинок. Слушайте хорошую музыку везде – дома и в путешествиях!  Подпишитесь и наслаждайтесь!