Развитие навыка вибрато
Для игры на саксофоне весьма характерно использование приема вибрато. Оно придает звучанию инструмента живой, эмоционально насыщенный колорит, повышает выразительную, особенно кантиленную, сторону звуковедения, приближая тем самым тон саксофона к вокалу.
В арсенале выразительных средств саксофониста вибрато не является неким природным феноменом, оно приобретается в результате продуманной технической тренировки так же, как и другие штриховые приемы игры.
Развитие навыка вибрато начинается со слушания художественного исполнения музыки для саксофона мастерами (в концерте, в записи и т.п.), в результате чего складывается слуховое представление об эстетическом «идеале» вибрато: его соответствии определенному звукообразу, стилю исполняемой музыки и т. д. К работе над вибрато следует приступать лишь после приобретения устойчивого навыка извлечения хорошего полноценного тона, особенно выдержанных звуков и плавного legato.
С точки зрения музыкальной акустики прием вибрато разделяется на вибрато высоты, громкости и тембра. Саксофонное вибрато обусловлено одновременным изменением высоты и громкости звука. Графически вибрато можно представить в виде кривой, очерченной равномерным колебанием маятника и наглядно показывающей разброс по частоте до четвертитона, а по размаху громкости – до 8 децибел. В этой связи следует заметить, что при восприятии вибрато яснее слышится верхний звук размаха и Меньше – нижний.
Лучше всего использовать в игре на саксофоне умеренное вибрато с частотой порядка 5-6 кол/сек. Более частое вибрато, как убеждает практика, придает звучанию инструмента менее выразительный, скорее “назойливый” характер. Медленно воспроизводимое вибрато, создающее особый эффект “качания” звука в нижнем и среднем регистрах саксофона, характерно для исполнения определенного настроения джазовой музыки. Частота вибрато зависит во многом от характера исполняемой музыки, ее стиля, темпа, агогики, а также от индивидуального музыкального вкуса и исполнительской манеры саксофониста.
Нижняя челюсть при вибрато
Вибрато связано в первую очередь с движением нижней челюсти. Большую роль играет формирование навыка произвольного управления сокращением так называемой жевательной мышцы, которая обусловливает поднятие и опускание нижней челюсти, а также выдвижение ее вперед. С учетом этого надо с самого начала постановки вибрато сконцентрировать внимание на ощущении двигательной свободы челюсти, на скорости движения и силе ее давления на нижнюю губу. Для этого можно использовать упражнения на продолжительных звуках среднего регистра с указаниями в нотах ритма пульсации вибрато. Упражнения на вибрато можно найти в этих учебниках.
На данной стадии работы саксофонисту не следует бояться неравномерных, а порой и резких изменений скорости колебания звука. Челюсть следует опускать и поднимать (прижимать к губе) медленно и спокойно, следя за правильным и ровным размахом вибрато. Неоднократное повторение подобных упражнений приведет к непроизвольному движению челюсти, что позволит перейти к игре упражнений, построенных на чередовании различных метров и ритмов, динамических оттенков.
Вспомогательные средства
В качестве вспомогательного средства можно рекомендовать использовать метроном, поставив его на отметку ММ – 60 соответственно метроритмическому рисунку, указанному в нотном тексте: с двумя, тремя колебаниями на каждый щелчок (звонок) и т. д. По мере освоения навыка можно увеличивать темп движения (ММ – 90) и переходить к игре восходящего и нисходящего диатонического звукоряда. Лучше осуществлять это на гаммах соль, фа, до мажор.
Дальнейшее выравнивание размаха вибрато, а значит и автоматизации навыка, происходит за счет подключения к вертикальному движению (прижиму трости) нижней губы. В систему формирования первоначальных навыков техники вибрато рекомендуется включать упражнения на плавное соединение звуков в нижнем, а затем и в верхнем регистре, чередуя с игрой в среднем регистре. Здесь особенно важен слуховой контроль за качеством и характером размаха вибрато. Со временем навыки, полученные в результате детализированных упражнений, объединятся в целостный двигательный прием, обеспечивающий равномерное, хорошо управляемое вибрато.
В конечном счете вибрато нужно по возможности приближать к вокальному звуковедению, а его применение должно быть художественно оправданным и эмоционально прочувствованным.
Таким образом, освоение вибрато во многом будет способствовать обогащению индивидуальной техники саксофониста и в итоге создаст условия для достижения более высоких художественных результатов.
Не забудьте подписаться на мой телеграм канал «Саксофон для души», где я публикую лучшую саксофоновую музыку со всего мира, а также мелодии с редких оцифрованных виниловых пластинок. Слушайте хорошую музыку везде – дома и в путешествиях! Подпишитесь и наслаждайтесь!