Саксофон во Франции
Значительную роль в процессе формирования искусства игры на саксофоне с самого начала сыграла Франция. Здесь были созданы первые образцы инструмента, сформировалась первая в мире школа игры на саксофоне, в рамках которой зародилось сольное и оркестровое исполнительство, появились первые руководства по овладению игрой на инструменте.
9 августа 1845 года вышел декрет французского военного министра, официально утвердивший саксофон в военных оркестрах. Это нововведение побудило открыть в 1847 году в Парижской военно-музыкальной гимназии факультативный класс саксофона. Вести его было поручено известному в то время фаготисту Франсуа Коккену (1801 – 1875). Цель организации такого класса была очевидна – французские военные оркестры нуждались в исполнителях-саксофонистах. Однако через некоторое время класс этот был ликвидирован в связи с расформированием самой гимназии. Тогда военные круги добились в 1857 году открытия при Парижской консерватории новых военных классов. По настоянию директора консерватории видного французского композитора Ф. Обера руководство классом саксофона доверяют самому изобретателю нового инструмента Адольфу Саксу, который довольно скоро зарекомендовал себя незаурядным педагогом. Вот что писал петербургский журнал «Музыкальный свет» в 1862 году: «В Париже в течение двух дней состоялся конкурс духовых инструментов, в жюри которого кроме прочих входили Обер, Кастнер, Моне, Бенуа… Три первые премии, три вторые и пять третьих были получены в военном классе саксофона господина Сакса. Он должен радоваться, что успел сформировать таких хороших учеников. Их надо было бы всех поименовать, но мы назовем только Эйкер-мана, Симона, Жера, Гаусера, Дагара, Глюка, Давида и Компера.
Квартет струнных, аккомпанировавший воспитанникам Сакса, был превосходен» (Конкурс духовых инструментов // Музыкальный свет (Спб.).– 1862. Октябрь,– № 10.– С. 78.). Несмотря на то, что в 1870 году в связи с падением Второй империи, вызвавшей у французской военной верхушки финансовые затруднения, военные классы консерватории были распущены (Класс саксофона был вновь открыт в Парижской консерватории лишь в 1942 году благодаря усилиям известного композитора К. Дельвенкура. С этого времени и по 1967 год этот класс вел М. Мюль, в дальнейшем его руководство осуществляли Д. Дефайе и К. Делатль), их деятельность имела большое значение для дальнейшего развития исполнительства на духовых инструментах, в том числе и для искусства игры на саксофоне.
Вслед за Францией классы саксофона стали открываться и в других европейских странах – в Бельгии, Италии, Англии, Германии.
В 50–60-х годах прошлого века саксофон начинает выходить и на концертную эстраду. Пионерами в области сольного исполнительства были два парижских саксофониста Шарль Сауль и Анри Вюиль, которые, как отмечала французская пресса того времени, успешно гастролировали не только у себя на родине, но и за ее пределами, «исполняя на саксофоне с блестящим успехом соло, насыщенное большими техническими трудностями» (Fetis F.-J. Biographie universelle des musicians et bibliographie geneal de la musique. 2-me ed. Vol. VII.–Paris, 1875.–P. 418). Примечательным было и то, что с 1867 по 1903 годы в Бельгии периодически проходили (правда, немногочисленные по составу участников) конкурсы саксофонистов. Известно, что в них принимали участие и ученики военного класса Сакса.
В 1845 году появляется первая «Школа игры на саксофоне» Кастнера, положившая начало развитию мировой педагогической саксофонной литературы. Название школы таково: «Полное и систематическое руководство по саксофону и его семейству – новым медным язычковым инструментам» («Methode complete et raisonnee de saxophone famille complete et nouvelle d’instruments de cuivre a l’anches»). В основу своего труда Кастнер положил исполнительские и педагогические принципы А. Сакса, который в ходе подготовки рукописи давал ее автору необходимые советы. Появление этого пособия было вызвано, безусловно, стремлением научить музыкантов игре на новом инструменте, как можно быстрее и успешнее внедрить его в исполнительскую практику.
Свой вклад в создание инструктивной литературы для саксофона внес талантливый французский музыкант Гиацинт Клозе (1808–1880). Немного позднее Кастнера он написал два руководства: «Полную школу игры на всех саксофонах» и «Начальную школу игры на саксофоне».
Саксофон в России
Что касается появления саксофона в России, то он сначала проник (предположительно в 60–70-х годах XIX века) в военные и придворные духовые оркестры, что совпадает по времени с утверждением саксофонного семейства в штатах «военных фанфар» ряда западных стран.
Русские военные духовые оркестры того времени по своему инструментальному составу представляли в подавляющем большинстве различные группы, состоящие только из медных духовых инструментов. Поэтому саксофон закрепился лишь в отдельных больших смешанных музыкальных хорах (Музыкальными хорами в то время называли в России преимущественно военно-духовые оркестры) – таких, как, например, оркестр лейб-гвардии Преображенского и Петербургского конно-гвардейского полков, в хоре Гвардейского морского экипажа. В последнем, например, саксофоны были введены специальным «Положением о строевых и портовых хорах Морского ведомства», утвержденным приказом морского министра от 22 января 1873 года.
Конечно, говорить о широком, повсеместном масштабе распространения саксофона на рубеже двух столетий в России нельзя. Внедрение инструмента в музыкальную практику русских музыкантов носило эпизодический характер и протекало с большим трудом. Видимо, немаловажную роль в этом процессе играл консервативный взгляд музыкальной общественности на саксофон, как на инструмент несовершенный по конструкции, не обладающий достаточными техническими и выразительными качествами. К сожалению, такой точки зрения придерживался и Н. А. Римский-Корсаков, который производил в 1874 году реформу военно-морских хоров и вывел по совету профессора Петербургской консерватории, трубача-корнетиста В. Вурма саксофоны из штата оркестра Гвардейского экипажа лишь потому, что «инструмент этот вскоре, вероятно, будет совсем исключен из русских военных хоров вследствие неблагоприятных для него климатических условий, а именно: холод и сырость при игре на саксофоне на открытом воздухе влияют на его стройность и хороший тон» (Автограф докладной записки Н. А. Римского-Корсакова директору канцелярии Морского ведомства К. А. Манну хранится в Центральном государственном архиве Военно-Морского флота (Канцелярия Морского ведомства, распорядительный отдел, 1873, д. № 21, л. 10)).
Заметное влияние на распространение саксофона оказали классы Придворной певческой капеллы в Петербурге, где периодически осуществлялась подготовка саксофонистов для Придворного духового оркестра, в обязанность которого входило обслуживание торжественных церемоний и балов царского двора. Обучать музыкантов игре на саксофоне было поручено первому кларнетисту Придворного симфонического оркестра П.А. Аркадьеву. Благодаря сохранившимся архивным документам мы знаем имена выпускников класса саксофона: Калистратов Николай, Поташинский Владимир, Левшин Дмитрий, Бовурии Николай, Тимофеев Петр, Мышончук Николай и другие (См.: Центральный государственный исторический архив, ф. 500, оп 1, д. № 728/35 (списки выпускников Придворной певческой капеллы)).
На рубеже конца XIX – начала XX века появляются проекты по реорганизации военной музыки в России. Так, М. Владимиров, известный в то время капельмейстер оркестра графа А.Д. Шереметева, предложил проект учреждения русской военно-музыкальной школы, в которой рекомендовал, в частности, открыть класс саксофона. В проекте другого капельмейстера – А. Моля – приводится состав «нормального хора», утвержденного международным музыкальным конгрессом на парижской Всемирной выставке 1902 года, в котором предусматривалось семейство саксофонов из сопрано, двух альтов, двух теноров, двух баритонов и баса.
Наиболее интенсивно саксофон применялся в военных оркестрах стран Западной Европы в период, когда военная музыка Франции, Бельгии, Германии, Австрии, Англии, отчасти и России переживала подъем. Замечательные темброво-звуковые качества всего семейства саксофонов обеспечили им огромную популярность среди военных музыкантов. Собственно, военный оркестр и стал для саксофона первой «лабораторией», в которой получили развитие выразительные и технические качества инструмента.
Не забудьте подписаться на мой телеграм канал «Саксофон для души», где я публикую лучшую саксофоновую музыку со всего мира, а также мелодии с редких оцифрованных виниловых пластинок. Слушайте хорошую музыку везде – дома и в путешествиях! Подпишитесь и наслаждайтесь!