Опубликовано

Саксофон в Европе и России

Саксофон во Франции

Значительную роль в процессе формирования искусства игры на саксофоне с самого начала сыграла Франция. Здесь были созданы первые образцы инструмента, сформировалась первая в мире школа игры на саксофоне, в рамках которой зародилось сольное и оркестровое исполнительство, появились первые руководства по овладению игрой на инструменте.

9 августа 1845 года вышел декрет французского военного ми­нистра, официально утвердивший саксофон в военных оркестрах. Это нововведение побудило открыть в 1847 году в Парижской военно-музыкальной гимназии факультативный класс саксофона. Вести его было поручено известному в то время фаготисту Фран­суа Коккену (1801 – 1875). Цель организации такого класса была очевидна – французские военные оркестры нуждались в исполни­телях-саксофонистах. Однако через некоторое время класс этот был ликвидирован в связи с расформированием самой гимназии. Тогда военные круги добились в 1857 году открытия при Париж­ской консерватории новых военных классов. По настоянию дирек­тора консерватории видного французского композитора Ф. Обера руководство классом саксофона доверяют самому изобретателю нового инструмента Адольфу Саксу, который довольно скоро зарекомендовал себя незаурядным педагогом. Вот что писал пе­тербургский журнал «Музыкальный свет» в 1862 году: «В Париже в течение двух дней состоялся конкурс духовых инструментов, в жюри которого кроме прочих входили Обер, Кастнер, Моне, Бенуа… Три первые премии, три вторые и пять третьих были получены в военном классе саксофона господина Сакса. Он дол­жен радоваться, что успел сформировать таких хороших учеников. Их надо было бы всех поименовать, но мы назовем только Эйкер-мана, Симона, Жера, Гаусера, Дагара, Глюка, Давида и Компера.

Квартет струнных, аккомпанировавший воспитанникам Сакса, был превосходен» (Конкурс   духовых   инструментов   //   Музыкальный   свет  (Спб.).– 1862. Октябрь,– № 10.– С. 78.). Несмотря на то, что в 1870 году в связи с падением Второй империи, вызвавшей у французской военной верхушки финансовые затруднения, военные классы консерватории были распущены (Класс саксофона  был  вновь  открыт  в  Парижской  консерватории  лишь  в 1942 году благодаря усилиям известного композитора К. Дельвенкура. С этого времени и по 1967 год этот класс вел М. Мюль, в дальнейшем его руководство осуществляли Д. Дефайе и К. Делатль), их деятельность имела большое значение для даль­нейшего развития исполнительства на духовых инструментах, в том числе и для искусства игры на саксофоне.

Вслед за Францией классы саксофона стали открываться и в других европейских странах – в Бельгии, Италии, Англии, Гер­мании.

В 50–60-х годах прошлого века саксофон начинает выходить и на концертную эстраду. Пионерами в области сольного испол­нительства были два парижских саксофониста Шарль Сауль и Анри Вюиль, которые, как отмечала французская пресса того времени, успешно гастролировали не только у себя на родине, но и за ее пределами, «исполняя на саксофоне с блестящим успехом соло, насыщенное большими техническими трудностями» (Fetis F.-J. Biographie universelle des musicians et bibliographie geneal de la musique. 2-me ed. Vol. VII.–Paris, 1875.–P. 418). При­мечательным было и то, что с 1867 по 1903 годы в Бельгии перио­дически проходили (правда, немногочисленные по составу участ­ников) конкурсы саксофонистов. Известно, что в них принимали участие и ученики военного класса Сакса.

В 1845 году появляется первая «Школа игры на саксофоне» Кастнера, положившая начало развитию мировой педагогической саксофонной литературы. Название школы таково: «Полное и систематическое руководство по саксофону и его семейству – новым медным язычковым инструментам» («Methode complete et raisonnee de saxophone famille complete et nouvelle d’instruments de cuivre a l’anches»). В основу своего труда Кастнер положил исполнительские и педагогические принципы А. Сакса, который в ходе подготовки рукописи давал ее автору необходимые советы. Появление этого пособия было вызвано, безусловно, стремлением научить музыкантов игре на новом инструменте, как можно быст­рее и успешнее внедрить его в исполнительскую практику.

Свой вклад в создание инструктивной литературы для саксофо­на внес талантливый французский музыкант Гиацинт Клозе (1808–1880). Немного позднее Кастнера он написал два руко­водства: «Полную школу игры на всех саксофонах» и «Началь­ную школу игры на саксофоне».

Саксофон в России

Что касается появления саксофона в России, то он сначала проник (предположительно в 60–70-х годах XIX века) в военные и придворные духовые оркестры, что совпадает по времени с утверждением саксофонного семейства в штатах «военных фан­фар» ряда западных стран.

Русские военные духовые оркестры того времени по своему инструментальному составу представляли в подавляющем боль­шинстве различные группы, состоящие только из медных духовых инструментов. Поэтому саксофон закрепился лишь в отдельных больших смешанных музыкальных хорах (Музыкальными хорами в то время называли в России преимущественно военно-духовые оркестры) – таких, как, напри­мер, оркестр лейб-гвардии Преображенского и Петербургского конно-гвардейского полков, в хоре Гвардейского морского эки­пажа. В последнем, например, саксофоны были введены спе­циальным «Положением о строевых и портовых хорах Морского ведомства», утвержденным приказом морского министра от 22 января 1873 года.

Конечно, говорить о широком, повсеместном масштабе рас­пространения саксофона на рубеже двух столетий в России нельзя. Внедрение инструмента в музыкальную практику русских музы­кантов носило эпизодический характер и протекало с большим трудом. Видимо, немаловажную роль в этом процессе играл кон­сервативный взгляд музыкальной общественности на саксофон, как на инструмент несовершенный по конструкции, не обладающий достаточными техническими и выразительными качествами. К сожалению, такой точки зрения придерживался и Н. А. Римский-Корсаков, который производил в 1874 году реформу военно-морских хоров и вывел по совету профессора Петербургской кон­серватории, трубача-корнетиста В. Вурма саксофоны из штата оркестра Гвардейского экипажа лишь потому, что «инструмент этот вскоре, вероятно, будет совсем исключен из русских военных хоров вследствие неблагоприятных для него климатических ус­ловий, а именно: холод и сырость при игре на саксофоне на открытом воздухе влияют на его стройность и хороший тон» (Автограф докладной записки Н. А. Римского-Корсакова директору канцелярии Морского ведомства К. А. Манну хранится в Центральном государственном архиве Военно-Морского флота (Канцелярия Морского ведомства, распоря­дительный отдел,  1873, д. № 21, л.  10)).

Заметное влияние на распространение саксофона оказали клас­сы Придворной певческой капеллы в Петербурге, где периодичес­ки осуществлялась подготовка саксофонистов для Придворного духового оркестра, в обязанность которого входило обслужива­ние торжественных церемоний и балов царского двора. Обучать музыкантов игре на саксофоне было поручено первому кларне­тисту Придворного симфонического оркестра П.А. Аркадьеву. Благодаря сохранившимся архивным документам мы знаем имена выпускников класса саксофона: Калистратов Николай, Поташинский Владимир, Левшин Дмитрий, Бовурии Николай, Тимофеев Петр, Мышончук Николай и другие (См.: Центральный государственный исторический архив, ф. 500, оп 1, д. № 728/35 (списки выпускников Придворной певческой капеллы)).

На рубеже конца XIX – начала XX века появляются проекты по реорганизации военной музыки в России. Так, М. Владимиров, известный в то время капельмейстер оркестра графа А.Д. Шере­метева, предложил проект учреждения русской военно-музыкаль­ной школы, в которой рекомендовал, в частности, открыть класс саксофона. В проекте другого капельмейстера – А. Моля – при­водится состав «нормального хора», утвержденного международ­ным музыкальным конгрессом на парижской Всемирной выставке 1902 года, в котором предусматривалось семейство саксофонов из сопрано, двух альтов, двух теноров, двух баритонов и баса.

Наиболее интенсивно саксофон применялся в военных оркестрах стран Западной Европы в период, когда военная музыка Франции, Бельгии, Германии, Австрии, Англии, отчасти и России пережива­ла подъем. Замечательные темброво-звуковые качества всего се­мейства саксофонов обеспечили им огромную популярность сре­ди военных музыкантов. Собственно, военный оркестр и стал для саксофона первой «лабораторией», в которой получили развитие выразительные и технические качества инструмента.

Не забудьте подписаться на мой телеграм канал «Саксофон для души», где я публикую лучшую саксофоновую музыку со всего мира, а также мелодии с редких оцифрованных виниловых пластинок. Слушайте хорошую музыку везде – дома и в путешествиях!  Подпишитесь и наслаждайтесь!