Школа джазовой импровизации для саксофона

Осейчук Александр Викторович
Москва, Кифара, 1997

Объем – 215 страниц

Работа известного саксофониста и педагога представляет собой практический курс джазовой импровизации. В ней обобщен художественный и педагогический опыт, накопленный предыдущими поколениями джазовых музыкантов и джазменов, работающих в наши дни. Работа ориентируется, в основном, на завоевания современного джазового мэйнстрима, то есть вводит учащихся в тот круг понятий, нормативов, стилистики, которыми пользуются и “общаются” между собой современные джазовые музыканты разных стран. Несмотря на высокую степень индивидуальности, присущей каждому выдающемуся исполнителю-импровизатору, все они (за исключением авангардных течений) основываются на отработанных десятилетиями эстетических стереотипах. Это, естественно, не отрицает спонтанности, одухотворенности джазовой импровизации, примером чему могут служить многочисленные импровизационные соло выдающихся джазменов. Лишь в редких случаях, в силу своих индивидуальных качеств и запросов, джазменам, воспитанным на мэйнстриме, становится тесно в его рамках и они реализуют себя в “свободном джазе” (O. Колмен, Дж. Колтрейн, А. Шепп, Ф. Сандерс, Э. Долфи и др.). Но такие метаморфозы возможны лишь на основе богатейшего предыдущего опыта в более традиционном стиле джаза — в мэйнстриме.

Проследить закономерности джазовой импровизации, выявить их основу, систематизировать и преподнести в виде определенных упражнений и этюдов, связанных c типичными гармоническими оборотами современного джаза, — вот та сложная задача, которую поставил перед собой автор данной работы. Четкая методическая систематизация позволит учащемуся последовательно освоить те элементы джазовой импровизации, без которых не может состояться на сегодняшний день профессиональный джазовый импровизатор.

Каждый раздел строится в следующем порядке. Рассматривается определенный лад, соответствующие ему аккорды, предлагаются упражнения на основе данного лада, этюды и примеры на использование этого лада из исполнительской практики выдающихся импровизаторов. Предлагаются также таблицы рассматриваемых ладов и аккордов во всех тональностях. Все этюды и фрагменты из импровизации выглядят весьма убедительно. Приводятся фрагменты из импровизационных соло наиболее известных джазовых музыкантов (Ч. Паркер, Дж. Эддерли, Дж. Колтрейн, С. Роллинс, Дж. Фаррел и др.).

Хотя пособие написано саксофонистом и ориентируется нa исполнительскую практику саксофонистов (А. Осейчук является одним из ведущих советских саксофонистов, лауреатом всесоюзного и международного конкурсов, представляющим как джазовую, так и академическую саксофоновую школу), предполагается, что оно может быть с таким же успехом использовано и исполнителями нa других инструментах.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть I
РАЗДЕЛ 1. Дорийский лад
РАЗДЕЛ 2. Миксолидийский лад
РАЗДЕЛ 3. А. Ионийский лад. Б. Лидийский лад
РАЗДЕЛ 4. Примеры обыгрывания гармонических последовательностей:
1) II m7, V7, I maj
2) II m7, V7, I maj (or I maj 11+)
РАЗДЕЛ 5. Локрийский лад
РАЗДЕЛ 6. Гармонический минор
РАЗДЕЛ 7. Мелодический минор
Примеры обыгрывания гармонической последовательности: II m7/5-, V9,-I m6/9 (or 7+) Лад доминантового септаккорда с повышенной 11-ой ступенью
РАЗДЕЛ 8. Примеры обыгрывания гармонических последовательностей:
1) II m7, IIb 11+, I maj
II m7/5-, IIb 11+, I m7+ (I m6)
2) IIm7, IIb11+, I maj
II m7/5-, IIb 11+, I m7+
3) II m7,V7, I maj
VIb maj, V7, I maj
РАЗДЕЛ 9. Уменьшенный септаккорд. A. Уменьшенный септаккорд. Б. Лад уменьшенного септаккорда. B. Примеры применения уменьшенного септаккорда и лада уменьшенного септаккорда в исполнительской практике
РАЗДЕЛ 10. Целотонные гаммы. А. Целотонные гаммы, увеличенные трезвучия. Б. Примеры применения целотонных гамм и увеличенных трезвучий в исполнительской практике
РАЗДЕЛ 11. А. Пентатоника. Б. Практическое применение пентатоники

Часть II
РАЗДЕЛ 1. Простейшие виды импровизации
РАЗДЕЛ 2. Би-Боп
РАЗДЕЛ 3. Гармонические структуры Дж. Колтрэйна
РАЗДЕЛ 4. Шестиструнные лады
РАЗДЕЛ 5. Альтерированная пентатоника
РАЗДЕЛ 6. Работа над джазовыми соло-импровизациями на темы:
а) Ч. Паркер. Блюз в си-бемоль
б) Р. Хаггарт. Что нового?
в) К. Портер. Что такое любовь?
г) Р. Роджерс. Любимый
д) Д. Колтрэйн. Гигантские шаги

CONTENTS

Part I
CHAPTER 1. Dorian Mode
CHAPTER 2. Myxolydian Mode
CHAPTER 3. A . Ionian Mode. B. Lydian Mode
CHAPTER 4. Exemples of the playing on the funktion of the harmonic successions:
1) II m7, V7, I maj
2) II m7, V7,I maj (or I maj 11+)
CHAPTER 5. Locrian Mode
CHAPTER 6. Harmonic minor
CHAPTER 7. Melodic minor
Exemples of the playing on the function of the harmoniuc succession
II m7/5-, V9,-I m6/9 (or 7+)
Mode of the dominant seventh chord with the elevated 1lth degree
CHAPTER 8. Exemples of the playing on the function of the harmonic successions:
1) II m7, IIb 11+, Imaj
II m7/5-, IIb 11+, I m7+ (I m6)
2) II m7, IIb 11+, I maj
II m7/5-, IIb 11+, I m7+
3) II m7, V7, I maj
VIb maj, V7, I maj
CHAPTER 9. Diminished seventh chord. A. Diminished seventh chord. B. The mode of the diminished seventh chord. C. The exemples of the use of the diminished seventh chord and its mode in the performance practice
CHAPTER 10. The whole – tone scale. A. The whole – tone scales, augmented triades. B. The exemples of the use of the whole-tone scales and augmented triads in the performance practice
CHAPTER 11. A . Pentatonic. B. Practical use of pentatonic

Part II
CHAPTER 1. Simplest tupes of improvisation
CHAPTER 2. Be-Bop
CHAPTER 3. Harmonic structures of John Coltrane
CHAPTER 4. Six-degree modes
CHAPTER 5. Alterated pentatonic
CHAPTER 6. Work on jazz solo-improvisations on the themes:
a) Charlie Parker – Blues in Bb
b) R. Haggart – What’s New?
c) Cole Porter – What is This Thing Called Love?
d) Robert Rogers – Lover
e) John Coltrane – Giant Steps